

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БЕЛГУ»)

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

**ТЕЛЕКАНАЛ «АЛЬ-ДЖАЗИРА» В МЕЖДУНАРОДНОМ
ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ**

Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
42.04.02 Журналистика
очной формы обучения, группы 10001731
Аль-Зубайди Дураида Макки Исмаила

Научный руководитель:
д. филол. наук, профессор
А.П. Короченский

Рецензент:
главный редактор журнала «ОнОнас»
АНО ИД «Мир Белогорья»
А.М. Севриков

БЕЛГОРОД, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА I. ОТ СЛУЖБЫ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ – К ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ	9
1.1. «Al-Jazeera» в контексте развития арабского спутникового телевидения	9
1.2. История создания «Al-Jazeera» и формирование модели новостного телевещания на катарском спутниковом телеканале	16
1.3. Вещательные организации – конкуренты «Al-Jazeera»	20
Выводы к Главе I	25
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ «AL-JAZEERA» КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ СПУТНИКОВОЙ СЛУЖБЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ	27
2.1. Принципы вещания телеканала «Al-Jazeera»	27
2.2. Критика информационной политики «Al-Jazeera» на современном этапе	32
2.3. Современное состояние телеканала «Al-Jazeera»	38
Выводы к Главе II	46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	51

ВВЕДЕНИЕ

Спутниковое телевидение – один из видов медиа, получившие широчайшее распространение в конце XX – начале XXI века. Количество просмотров рядовых спутниковых телеканалов достигает по странам мира от 9 до нескольких десятков миллионов ежедневных просмотров. Такой популярности спутниковое телевидение добилось благодаря, прежде всего, технической возможности охвата своим сигналом больших территорий, качеству сигнала и его вседоступности.

На территории арабского мира, где национальные средства массовой информации находятся под жестким контролем со стороны государств, спутниковое телевидение остается одним из немногих типов СМИ, не подвластным географическим границам.

Сегодня на территории арабского мира действует несколько местных спутниковых новостных телеканалов, передающих информацию о внутренних событиях на территориях в границах арабоязычных стран (Ираке, Сирии, Ливане, Израиле, Иордании, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане, Йемене, Египте, Судане, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Мавритании, Западной Сахаре, Сомали, Джибути, Республике Чад) и за рубежом. В числе таких телеканалов: катарский телеканал «Al-Jazeera», иранские «Press TV», «Al-Alam News Network», «HispanTV», «Al Arabiya» – Объединенные Арабские Эмираты и «Al Ekhbariya» – Саудовская Аравия.

Особняком в этом списке стоит телеканал «Al-Jazeera», снискавший скандальную славу не только на территории арабских стран, но и во всем мире. Диссертация посвящена развитию новостного спутникового

телеканала «Al-Jazeera». Это актуальная и малоизученная тема, так как к практике арабского телевизионного вещания, спутникового в частности, современные исследователи обращаются крайне редко. Особенно интересно изучение практики телеканала в свете его недавнего запрета на вещание на территории нескольких арабских государств – Ираке, Саудовской Аравии, Египте, Объединенных Арабских Эмиратах и Бахрейне.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении роли и значения арабоязычного телевидения «Al-Jazeera» в современном мире, его миссии и современному состоянию.

Объектом выступает новостной телеканал «Al-Jazeera».

Предметом – практика вещания, особенности и функции новостного телеканала «Al-Jazeera».

Для достижения цели были поставлены следующие **задачи**:

- определение места телеканала «Al-Jazeera» в системе спутникового телевидения;
- характеристика миссии телеканала «Al-Jazeera»;
- определение модели арабского телевидения;
- характеристика основных вещателей-конкурентов телеканала в арабской телеэфире;
- рассмотрение истории развития телеканала «Al-Jazeera»;
- обоснование и характеристика структура телевидения «Al-Jazeera».

Хронологические рамки исследования – с 1996 года по настоящее время – обусловлены развитием и практикой телеканала «Al-Jazeera» на арабском континенте.

Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды российских и зарубежных теоретиков журналистики – Е.Л. Вартановой, Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко, А.П. Короченского, В.В. Тулупова, В.И. Сапунова, В.В. Орловой, Шафеля Али Шаифа Хусейна и др.

Научная разработанность темы. Следует отметить, что работ, посвященных практике работы новостных телеканалов арабского мира в современном журналистском научном дискурсе нами обнаружено крайне мало, что обосновывает научную новизну проведенного исследования.

В современном исследовательском пространстве мы находим ряд работ, посвященных анализу проблем спутникового вещания на арабском континенте в контексте глобализации – А. Пую и А.А. Садыкова, становлению организационно-творческой системы арабского телевидения – Касим Кассир Зайнаб, историческому развитию арабоязычного спутникового телевидения – Али Шаиф Хусейн Шафель и др.

Встречают и работы, фокусирующие свое внимание на отдельных проблемах, связанных с практикой телеканала «Al-Jazeera»: освещение «арабской весны» на телеканале «Al-Jazeera» – А.А. Грабельников, А. Дерхами, факторы консолидации / конформации в программах телеканала «Al-Jazeera» – А.В. Чернов, Е.А. Савельевна.

К сожалению системного исследования истории, структуры, миссии и практики телеканала «Al-Jazeera» нами выявлено в научной литературе не было. Единственным исследованием, где сделана попытка эпизодического описания практики данного канала, является работа В.В. Орловой «Глобальные телесети новостей на информационном рынке», изданная в 2003 году и уже отчасти являющаяся устаревшей.

Новизна нашего исследования состоит в том, что в работе проводится конструктивный и обстоятельный анализ практики работы телеканала «Al-Jazeera». В научный оборот впервые вводятся систематизированные материалы, касающиеся деятельности основных новостных арабоязычных спутниковых телеканалов-конкурентов канала «Al-Jazeera». В работе используется актуальный на сегодняшний день эмпирический материал.

Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:

– описательный метод, используемый для анализа и систематизации уже имеющихся теоретических наработок по проблеме арабского спутникового телевизионного вещания;

– исторический подход позволил рассмотреть историю телеканала «Al-Jazeera» как системное явление;

– структурно-функциональный метод применяется при характеристике анализируемых СМИ;

– метод типологизации применяется в работе при обосновании типологической характеристики анализируемых телеканалов;

– сравнительный метод, реферативно-аналитический и индуктивно-дедуктивный применяются в работе для систематизации теоретического и эмпирического материала.

Научно-теоретическая новизна выпускной квалификационной работы состоит в рассмотрении истории и современного состояния телеканала «Al-Jazeera» в контексте влияния внешних и внутренних общественно-политических факторов.

Теоретическая значимость работы обусловлена новизной и неразработанностью темы исследования. Практика телевизионного вещания

телеканала «Al-Jazeera» в современном научном дискурсе остается вне поля зрения современных ученых. Данная работа – первая попытка дать обоснование данному феномену.

Практическая ценность исследования состоит в возможности использования результатов проведенного исследования не только в рамках педагогической деятельности – в учебных курсах, спецкурсах и семинарах, но также как руководство к написанию дальнейших научных работ по проблеме арабского спутникового телевидения.

Структура работы строилась согласно научной логике, основывается на поставленных цели и задачах исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка использованных источников и приложений.

Во **введении** содержится все информация, необходимая для работ подобного рода: дается обзор изученности проблемы, обосновывается актуальность, ставятся цели и задачи выпускной квалификационной работы, приводятся обоснования методов исследования, дается характеристика новизне проведенного исследования, аргументируется теоретическая значимость и практическая ценность работы.

В первой главе – **«От службы телевидения регионального значения – к одной из ведущих международных вещательных организаций»** – дается характеристика телеканалу «Al-Jazeera», обосновывается его место в системе арабского спутникового телевидения, дается описание арабских спутниковых вещательных систем. Также уделяется большое место обоснованию миссии телеканала «Al-Jazeera», дается характеристика каналов-конкурентов.

Во второй главе – **«Развитие «Аль-Джазиры» как международной спутниковой службы телевизионного вещания»** – приводится

исторический обзор создания и развития телеканала «Al-Jazeera», обосновывается его структура, особенности и принципы вещания.

В **Заключении** суммируются основные выводы, основанные на проведенном исследовании, а также обозначаются перспективы для дальнейших научных исследований в области изучения системы арабского спутникового телевидения.

ГЛАВА I. ОТ СЛУЖБЫ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ – К ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. «Al-Jazeera» в контексте развития арабского спутникового телевидения

Спутниковое телевидение сегодня – наиболее активно развивающийся сектор средств массовой информации. Нередко практика в этой области идет далеко впереди теории, что затрудняет научный анализ данной проблемы.

Арабоязычные страны – один из регионов мира, в котором развитие спутникового телевидения проходит наиболее быстрыми темпами. Взятый на подобное развитие курс с опорой на развитие новейших информационно-коммуникационных технологий позволяет арабским странам добиваться высоких успехов в позиционировании своей информационной политики в мировом информационном пространстве.

Сегодня практически все арабские страны имеют спутниковые телевещательные каналы. Исключениями являются только две страны – сомали и Джибути, которые работают только на прием спутникового вещания, но не имеют собственных телеканалов. Другие же государства имеют по одну и несколько собственных спутниковых телеканалов. Сегодня арабское спутниковое телевидение покрывает своим вещанием весь земной шар.

Создание вещательной системы ARABSAT с организационной и технической точек зрения поспособствовало расширению влияния арабоязычных стран в мировом информационном пространстве.

Идея создания общеарабской системы спутникового вещания оформилась еще в 1967 году на совещании министров культуры, прошедшем в Тунисе. Однако ее практическое воплощение затянулось на долгие годы и только в апреле 1976 г. в Каире министрами коммуникаций под эгидой Лиги Арабский Государств (ЛАГ) было подписано соглашение на создание Арабской системы спутниковых коммуникаций, названной ARABSAT – Arab Satellite Communications Organization. ARABSAT получила статус межгосударственной организации, которая была призвана обеспечивать не только телевизионные трансляции, но и телефонные переговоры через спутники связи, что должно было поспособствовать стимуляции развития коммуникации и информационным обменам между странами ЛАГ. На учредительной ассамблее были сформулированы основные цели создаваемой сети и пути их реализации.

Тогда же было создано Арабское предприятие по космической связи, предназначенное в основном для обеспечения технических условий связи. Общая сумма совокупного капитала, вложенного в реализацию этой идеи, составила 100 млн долларов.

Об общем составе стран-учредительниц сегодня судить сложно, так как в разных научных источниках мы находим разные данные. В работе Дирара Мухаммеда Айхмеда «Арабский искусственный спутник “Арабсат” и перспективы развития суданского телевидения» мы находим информацию о наибольшей численности стран-участниц – общее число которых составляет двадцать две – Иордания, Тунис, Саудовская Аравия, Египет, Ливан, Марокко, Судан и др.

В работе йеменского исследователя Шафеля Али Шаифа Хуссейна «Арабоязычное новостное спутниковое телевидение в условиях глобализации (1980-е – 2000-е гг.)» мы находим упоминание о пяти

основных странах-учредительницах нефтедобыдчицах: Саудовской Аравии, Кувейте, Ливии, Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах.

Позднее количество государств-членов достигло 21. Все вошедшие в список стран-участниц государства состояли в ЛАГ: Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Катар, ОАЭ, Иордания, Ливан, Бахрейн, Сирия, Ирак, Алжир, Йемен, Египет, Оман, Тунис, Марокко, Мавритания, Судан, Сомали, Джибути [Шафель 2014, С. 19-20].

Финансовые доли стран-участниц варьировались от символических цифр 0.2758 % до вполне крупных сумм – 36.6553 %. самым крупным инвестором стала Саудовская Аравия.

Во многом создание ARABSAT было продиктовано рядом факторов:

– во-первых большой территориальной рассредоточенностью арабских стран на территории Ближнего Востока и Северной Африки;

– во-вторых, высокой степенью и потенциалом аудиовизуального воздействия телевидения на зрительскую аудиторию, что особенно удобно в условиях высокого уровня неграмотности арабского населения. «Так, в конце XX века уровень грамотности в такой густонаселённой стране, как Египет, составлял лишь 53,7 проц. населения старше 15 лет, в некоторых же государствах региона он был ещё ниже (например, 44,1 проц. в Йемене, 47,1 проц. в Марокко). Несмотря на то, что богатые нефтедобывающие страны имели более высокие показатели грамотности, неграмотной оставалась значительная часть населения и там. Так, в Саудовской Аравии доля неграмотных составила 24,8 проц. населения, в Кувейте и Катаре – почти 20 проц., в ОАЭ – 25,4 проц.» [Цит. по: Шафель 2014, С. 18];

– в-третьих, создание ARABSAT было обусловлено большой плотностью распространения на территории арабских государств

телевизионных принимающих устройств. «В 1980-1990-е гг. в домохозяйствах стран арабского мира существенно возросло количество телевизоров. Так, к концу 1990-х в Саудовской Аравии на 1000 чел. населения приходилось 266 телевизоров, в Кувейте – 491, в Бахрейне – 410, в ОАЕ – 480, в Ливане – 352. Всё больше телевизоров появлялось и в государствах, которые не относились к числу экономических лидеров в регионе, – например, в Марокко (160 телевизоров на 1000 чел.)» [Цит. по: Шафель 2014, С. 18];

– другим важным фактором стала сама техническая особенность спутникового телевидения, его трансграничность и высокая степень проникновения спутникового телевизионного сигнала на большие рассредоточенные территории;

– и, наконец, фактор, который можно отнести к категории социальных – активизация миграционных процессов как внутри региона, так и за его пределами поспособствовала распространению спутникового телевидения, которое рассматривалось как инструмент консолидации разрозненного населения. В данном случае просмотр телепередач становился контактоустанавливающим элементом между мигрантам и их родиной и культурой.

Миграционные потоки отмечались и отмечаются на территории стран Ближнего Востока не только в государства стран Европы, но и из бедных в богатые нефтедобывающие арабские страны, где население имеет более высокие доходы и более низкий уровень безработицы.

Деятельность ARABSAT координирует Совместный арабский комитет и Международная комиссия экспертов. К основным направлениям функционирования ARABSAT относится организация совместных

обменных передач, проведение конференций и совещаний по телефону, печатание газет в нескольких местностях одновременно и т.д.

Обмену подлежат передачи, содержащие информацию о важнейших событиях мира и арабских стран, лучшие кинофильмы, репортажи, спектакли, культурно-развлекательные и познавательные программы.

Специфической и особенно важной именно для арабских стран формой использования космического телевидения является трансляция учебных программ в труднодоступные местности с малочисленным неграмотным населением. Проникновение ARABSAT в эти районы позволяет решить ряд проблем социального характера – подготовка кадров, обучение ремеслам, методам ведения хозяйства, лечения болезней и т.д.

Активная реализация внедрения ARABSAT пришлась на 1980-е годы. В 1982 г. вновь созданная компания заключила контакт с американским космическим агентством НАСА для организации запуска первого арабского телекоммуникационного спутника, который носил название Arabsat-1A.

Год спустя был заключен еще один контракт с японской фирмой NIS, которая разработала и внедрила проект наземного оборудования для организации космической связи ARABSAT.

Запуск первого спутника Arabsat-1A был осуществлен 8 февраля 1985 года при участии французской ракеты «Ариан».

На первых этапах после запуска спутника имелись большие технические проблемы, связанные с неисправностью оборудования, которые продолжались вплоть до 1991 года.

Из-за технических проблем в июле 1985 г. на орбиту при посредстве уже американского шаттла был запущен еще один спутник Arabsat-1B, который находился в рабочем состоянии вплоть до середины 1992 года, а 26

февраля 1992 г. на орбиту был выведен третий спутник Arabsat 1C, который использовался до 1994 года. И, наконец, с августа 1993 г. компания начинает использовать сторонний канадский спутник Anik D2, переименованный позднее в Arabsat 1D.

С апреля 1993 года, после заключения договора с концерном «Aerospatiale» ARABSAT перешел на вещание со спутников второго поколения. Согласно данному договору на геостационарную орбиту последовательно были выведены спутники Arabsat-2A – 9 июля 1996 г. и Arabsat-2B – ноябрь 1996 года.

В 1999 году ARABSAT начинает запускать на орбиту геостационарные спутники третьего поколения, первый из которых – BADR-3.

Такое стремительное техническое развитие было продиктовано высокой окупаемостью проекта. Первые доходы компания начала получать еще с 1986 года. Через три года после начала работы ARABSAT ее доход составил уже 20 миллионов долларов, а на рубеже веков доход компании составлял уже 120 миллионов долларов и вплоть до 2002 года только рос, достигнув 140 миллионов долларов.

ARABSAT всегда оставался и остается доходным и высокоразвитым проектом. Компания была первой, перешедшей на цифровое вещание в регионе Ближнего Востока. А в 1999 году компания перешла на распространение спутниковой интернет-связи, что также стало востребованным проектом, приносящим достаточный доход.

С 2006 года компания переходит на коммерческое использование нового спутника BADR-4, благодаря которому существенно расширила возможности наземного приема спутникового сигнала ARABSAT: с этого времени компания начала поставлять сигнал на индивидуальные наземные

приемные устройства и оказание других коммуникационных услуг, включая мобильную телефонию. Также новейшие технологии позволили ARABSAT транслировать через свои спутники передачи высокой четкости (HDTV).

С 2007 года ARABSAT начинает выводить на орбиту спутники нового пятого поколения: 2007 – BADR-5, 2008 – BADR-6, 2012 – BADR-7.

В настоящее время на геостационарной орбите земли находится восемь действующих спутников ARABSAT: Арабсат -5С, Арабсат-5А, Арабсат-2В, Арабсат- 6А, Badr-4, Badr-5, Badr-6, Badr-7.

На сегодняшний день ARABSAT является одним из крупнейших операторов спутниковой связи в мире и ведущим провайдеров спутниковой связи на Ближнем Востоке. На обслуживании у компании состоит 400 различных телеканалов и 160 радиостанций, охватывающих своим вещанием несколько миллионов домовладений в более чем 100 странах Ближнего Востока, Европы, Африки, Центральной Азии. Суммарная аудитория телеканалов, вещающих через ARABSAT составит 164 миллиона человек.

Роль ARABSAT в распространении спутникового телевидения в регионе состоит не только в создании своей собственной системы спутникового телевидения, но и в обеспечении систематического обмена телепрограммами между странами региона, а также в формировании входящих телевизионных потоков на территорию государств арабского мира. Как полагает исследователь Шафель Али Шаиф Хуссейн, «наличие этой системы повлияло на стилистику освещения новостей и обсуждения политических проблем на арабских телеканалах. Новостная тележурналистика стала более агрессивной и открытой. В ток-шоу начали обсуждаться темы, которые ранее не поднимались арабскими вещателями и

были предметом исключительно частных бесед либо освещались в западных СМИ. Содержание передач, подготовленных арабскими журналистами для арабской аудитории, во всё большей степени отвечало принципу национально-культурной идентичности» [Шафель 2014, С. 25–26].

Таким образом, можно отметить, что создание ARABSAT на Ближнем Востоке стало ответом на всемирные глобальные процессы в области информатизации, которые были обусловлены активным использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

Основными сложностями в вещательной деятельности ARABSAT можно отметить как внешние факторы – конкуренция со стороны крупнейших зарубежных спутниковых телеслужб, так и внутренние – разногласия между арабскими странами-участницами ARABSAT, влияющие на транслируемый контент. Из-за второй причины «информационный спутниковый обмен информацией между ними во многом сводился к трансляции политически нейтральных передач: международных футбольных состязаний, фольклорных программ, телесериалов» [Шафель 2014, С. 26]. Данная государственная цензура во многом опосредовала снижение интереса и популярности ARABSAT на отдельных территориях Ближнего Востока.

1.2. История создания «Al-Jazeera» и формирование модели новостного телевидения на катарском спутниковом телеканале

«Al-Jazeera», катарская телесеть новостей, начавшее свое вещание 1 ноября 1996 года под названием «El Jazeera Satellite Shannel» (JSC).

«Al-Jazeera» в переводе с арабского означает «остров» и подразумевает сокращение от арабского الجزيرة العربية (аль-Джазира аль-Арабийя), это традиционное название Аравийского полуострова, на котором расположен Катар.

«Al-Jazeera» проводит вещание на арабском языке. В сетке вещания телеканала – новостные передачи, аналитические программы, ток-шоу, документальные фильмы и пр. Зона распространения телеканала – страны Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и Соединенных Штатов Америки.

Телекомпания владеет 35 бюро в арабских странах, России, крупных городах мира – Вашингтоне, Лондоне, Париже, Москве, Брюсселе, общая аудитория канала составляет 35 миллионов человек.

На территориях, где нет прямого приема телеканала, «Al-Jazeera» заключает договора на ретрансляции через сторонние компании. Так, на территории Израиля «Al-Jazeera» ведет вещание по кабельному каналу «Matav», «с мая 2000 года ее программы показывают в арабском секторе Хайфы и Нетаньи» [Орлова 2003, <http>]. Также в 2001 году «Al-Jazeera» с целью расширения вещания на территории Европы, Соединенных Штатов Америки и Австралии заключила договор на вещание через британскую компанию «Sky Digital».

Изначально передачи «Al-Jazeera» велись только по шесть часов в сутки, однако уже в феврале 1999 г. новый арабский телеканал стал первым в арабском мире международным круглосуточным спутниковым телевидением. Сегодня «Al-Jazeera» является крупнейшим телеканалом в мире, вещающем на арабском языке.

Исторически у «Al-Jazeera» было два предшественника. Первым стала частная компания «MBC», основанная в Лондоне бизнесменом из Саудовской Аравии, поддерживавшим тесные связи с королевской семьей своей родины.

Данная телекомпания стала заниматься профессиональной тележурналистикой и в начале 1990-х гг. пользовалась достаточно большой популярностью среди обладателей спутникового телевидения. «MBC» транслировалась как эфирный канал, превосходя во много раз по объему своей аудитории зрителей государственных телеканалов.

Вторым предшественником и конкурентом «MBC» была телекомпания «Orbit», также приближенная к королевской семье Саудовской Аравии. «Orbit» была основана в Риме и включала в себя целую сеть телеканалов, среди которых наиболее известным являлся «BBC Arabic News».

Данная телекомпания была создана совместно с Британской вещательной корпорацией. Это сотрудничество накладывало на «Orbit» определенные обязательства, но и, вместе с тем, положительно сказывалось на контенте телеканала: его репортажи отличались высоким уровнем профессионализма.

Данная компания вела достаточно дерзкую контентную политику. Самым скандальным и неоднозначным ток-шоу, пользовавшимся, тем не менее, огромной популярностью у аудитории, было ток-шоу, где в дискуссиях сталкивались политики разного толка, в том числе и радикально настроенные. В эфир попадали исламские фундаменталисты и диссиденты, которые были отлучены от власти по политическим причинам. Именно поэтому данный проект просуществовал чуть более года. Канал был закрыт

из-за редакционных споров между «BBC» и «Orbit» о редакторском контроле.

После закрытия «BBC Arabic News» именно ее опытные журналисты были привлечены для создания «Al-Jazeera», что во многом обуславливает высокий профессиональный уровень передач телекомпании с самого начала ее открытия.

Как и Британская вещательная корпорация, «Al-Jazeera» взяла курс на беспристрастность в освещении событий. В эфир попадали новостные сообщения, предлагающие различные точки зрения на проблемы, включающие серьезный и вдумчивый анализ в подходе к сложным вопросам.

Девиз «Al-Jazeera» – «Opinion and the Other Opinion» – «Мнение и другое мнение», что в той или иной степени соответствует основах журналистики, строящейся на принципах сбалансированного освещения мнения различных сторон.

У истоков «Al-Jazeera» стоял катарский эмир Хамада бин Халифа аль-Тани. Эмиром был выделен грант в 150 миллионов долларов для создания и становления нового телеканала, упразднив, после своего прихода к власти, Министерство информации. «Министерство информации так или иначе контролирует новостные медиа, будь то телевидение, радио или газеты. В западном мире прогрессивные медиа, и там нет министерств информации. Мы считаем, что Министерство информации не может играть позитивной роли в будущих медиапроектах» [Цит. по: Орлова 2003, [http](http://)].

Однако на этом государственная поддержка канала не закончилась: эмир постоянно субсидировал телекомпанию в период с 1996 по 2001 годы. В это период он вложил в нее еще дополнительно не менее 140 миллионов долларов.

При этом телеканал провозглашал беспристрастность в освещении событий и вопросов общественной и политической жизни арабского мира, отстраняясь от государственной поддержки. Вклад, который внес катарский эмир в создание телеканала обусловлен, прежде всего желанием создания конкуренции саудовским спутниковым СМИ, превалирующим в арабском информационном пространстве.

«Al-Jazeera», став неотъемлемой частью политики нового эмира, взяла курс на демократизацию и модернизацию Катара.

Однако телеканал никогда не был самостоятельным и независимым: в совет директоров «Al-Jazeera» всегда входили члены королевской семьи, включая самого эмира. Независимость телеканала выражается только в возможности самостоятельно определять приоритеты информационной политики.

1.3. Вещательные организации – конкуренты «Al-Jazeera»

На протяжении сей деятельности у телекомпании «Al-Jazeera» существует в арабском информационном пространстве ряд конкурентов.

Одним из самых сильнейших конкурентов и, наряду с этим, крупнейших арабских спутниковых телеканалов является «Al Arabiya», что переводится с арабского языка как «Арабский» (العربية).

«Al Arabiya» – это арабоязычный новостной канал со штаб-квартирой в Дубае, Объединённые Арабские Эмираты. Он начал свое информационное вещание 3 марта 2003 г.

Первоначально собственниками телеканала, которые вложили в него 300 миллионов долларов, была крупнейшая медийная компания Объединенных Арабских Эмиратов – «Middle East Broadcasting Center» (MBC). Вторым крупнейший инвестором «Al Arabiya» стали частные лица – ливанская семья Харири. В числе дополнительных субсидоров были частные лица из Саудовской Аравии, Кувейта и стран Персидского залива. Именно по причине наибольшего инвестирования из Саудовской Аравии и, несмотря на местонахождение штаб-квартиры компании в ОАЭ, канал позиционируется как саудовский.

Саудовская Аравия на протяжении всего периода своего позиционирования в информационном пространстве Ближнего Востока ведет достаточно агрессивную финансовую деятельность. Так, ранее она уже пыталась играть главенствующую роль на информационном спутниковом рынке, запустив в 1991 году первую в мире частную арабскую телесеть «Middle East Broadcasting Center» (MBC), владельцами которой были члены королевской семьи. Однако, данной компании не удалось стать лидером информационного вещания на арабоязычной территории. Вместе с тем, практика телекомпании «MBC» была достаточно интересной в силу того, что в поле зрения телеканала попадали не только местные, саудовские, новости, большое внимание в эфире телекомпании уделялось созданию новостной картины дня во всех странах Ближнего Востока.

Канал поддерживался огромными финансовыми влияниями со стороны саудовского режима во главе с королем Фахдом.

Такая система финансирования позволила телеканалу создать целую сеть зарубежных корреспондентских бюро не только в Соединенных Штатах Америки и отдельных странах Европы, но и в Израиле.

Технологии вещания и репрезентации информации телеканалом «MBC» были в основном заимствованы у спутникового канала «CNN International». Такое же одностороннее освещение проблем своего местного региона, как и у «CNN International», также порождало среди аудитории и журналистов различные номинации. Так, часто аббревиатуру телеканала расшифровывали как «My Broadcasting Company» («Моя вещательная компания»), что характеризовало саркастический подход к критике телекомпании, намекая на ее чрезмерную близость к королевской семье.

Потеря доверия со стороны аудитории к телеканалу переориентировала контентную политику в сторону трансляции документальных фильмов и разнообразных телевизионных шоу.

С превращением «Al-Jazeera» во влиятельный арабский телеканал инвесторы-саудиты поставили своей целью создать своего рода информационный противовес имеющемуся конкуренту – умеренный телеканал, ориентированный на панарабскую аудиторию. Недовольство программной политикой «Al-Jazeera», в первую очередь, складывалось, по мнению саудовских лидеров, из «симпатий» телеканала радикальным и экстремистским группировкам. «В одной из передач нового канала прозвучало заявление, что «Аль-Арабия» «станет мудрой, разумной и сбалансированной альтернативой «Аль-Джазире», которая оскорбила слишком многие правящие режимы Ближнего Востока... Было заявлено, что готовность катарского телеканала предоставлять возможность для оглашения в эфире любой точки зрения, как бы она ни была противоречива, стала причиной большинства его проблем. Руководство канала заявило, что «Аль-Арабия» предложит аудитории новости (при этом «свободная подача информации» гарантируется), ток-шоу, дискуссии, телемосты и т.д., но при

этом будет избегать намеренно провокационной манеры подачи новостей» [Цит. по Шафель 2014, С. 45].

Свою контентную политику, «Al Arabiya» позиционировала как объективную, точную без отсутствия цензуры, культивирующую свободу слова. Однако, анализируя источники финансирования телеканала, сложно судить о правдивости подобного позиционирования.

Согласно заявлениям директора телеканала Салеха Калаба, «Al Arabiya» ставила своей целью превзойти «Al-Jazeera» с ее «вызывающе-провокационным» стилем подачи новостей. Директор вновь созданного телеканала также заявил, что не собирается «подстрекать или провоцировать людей, затрагивая политические вопросы ... Мы обращаемся к их разуму, потому что мы верим в то, что население Ближнего Востока, после экспериментов множества спутниковых телеканалов, очень нуждается в сдержанной и спокойной подаче информации... Мы не собираемся создавать проблемы арабским странам. Мы гораздо более благоразумны и рассудительны. Наш канал будет придерживаться истины, но мы не будем делать сенсаций» [Цит. по: Шафель 2014, С. 45–46].

До 2004 года «Al Arabiya» вела вещание только на арабском языке , сильно ограничивая аудиторию телеканала. С 2004 года компания начинает первые попытки международного вещания, запустив свою собственную интернет-службу новостей и добавив англоязычную службу. Позднее, в 2008 году, к ней добавились еще и версии на фарси и урду.

Наряду с основным сайтом, через который идет информационное вещание, «Al Arabiya» поддерживает также деловой ресурс на арабском языке, где публикует деловые новости ближневосточной специфики.

Телеканал старается уходить в своей контентной политике от острых тем и проблем, так, специализируясь на политических, экономических и спортивных новостях, «Al Arabiya» передает в эфир ток-шоу и репортажи, в которых старается использовать нейтральную терминологию, никогда не высказывать симпатии каким-то отдельным сторонам освещаемых конфликтов.

Однако, на фоне острой социально-политической ситуации в ближневосточном регионе, такая «умеренная» политика телеканала не всегда разделяется аудиторией и положительно расценивается в арабском мире.

Другим конкурентом телеканала «Al-Jazeera» на ближневосточном информационном рынке является еще один саудовский канал «Al Ekhbariya» («Аль-Экбарийя»: الإخبارية).

Телеканал начал свою деятельность в январе 2004 года. Штаб-квартира «Al Ekhbariya» находится в Эр-Риаде (Саудовская Аравия).

«Al Ekhbariya» – еще одна попытка агрессивного саудовского режима упрочить свое информационное влияние на Ближнем Востоке.

«Al Ekhbariya» – целая сеть телеканалов, находящихся в государственной собственности и действующая под управлением саудовского министерства культуры и информации.

Такой источник финансирования позволяет «Al Ekhbariya» иметь большое количество корреспондентских пунктов на Ближнем Востоке, Европе и Соединенных Штатах Америки.

«Al Ekhbariya» пытается вести политику пропаганды саудовского режима, создавая ему своего рода новый имидж, меняя мнение о власти. Так

для того, чтобы доказать лояльность монархии по отношению к женщинам, телеканал пригласил для ведения отдельных передач женщину-ведущую.

Таким образом «Al Arabiya» и «Al Ekhbariya» являются двумя основными конкурентами телеканалу «Al-Jazeera». Однако, наряду с перечисленными влиятельными телеканалами, можно назвать еще несколько арабоязычных новостных вещателей, которые не имеют такой агрессивной информационной политики как саудовские медиа. К ним относятся ливанский «Аль Манар» («Маяк»), просуществовавший с 1991 года по 2004 год и имевший суммарную ежедневную аудиторию порядка четырнадцати – пятнадцати миллионов зрителей. После признания Соединенными Штатами его деятельности как террористической, так как телеканал поддерживал радикальные позиции и был связан через своих шиитских лидеров с движением Хесболла. Результатом наложения ограничений стал запрет на вещание телеканала в США, Германии, Франции и ряде других европейских стран.

Выводы к Главе I

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Арабоязычные страны являются сегодня одним из наиболее прогрессивно развивающихся регионов мира, где телевидение развивается огромными темпами;
2. Создание вещательной системы ARABSAT во многом способствовало развитию и упрочнению позиции арабских стран на мировой информационной арене;

3. Создание ARABSAT было продиктовано рядом факторов, в числе которых как общественно-политические и социальные, так и чисто технические:

- большой территориальной рассредоточенностью населения на территории Ближнего Востока;
- активизация внутренних и внешних миграционных процессов;
- высокой степень неграмотности населения;
- высокой степенью и потенциалом аудиовизуального воздействия телевидения на зрительскую аудиторию;
- большой плотностью распространения на территории арабских государств телевизионных принимающих устройств;
- технически опосредованной трансграничностью и высокой степенью проникновения спутникового телевизионного сигнала на большие рассредоточенные территории;

4. «Al-Jazeera» – катарская телесеть новостей, начавшая свое вещание 1 ноября 1996 года, взявшая курс на беспристрастность в освещении событий и позиционирующая себя как канал, ориентирующийся на серьезный и вдумчивый анализ в подходе к сложным вопросам;

5. Исторически у «Al-Jazeera» было два предшественника: два саудовских телеканала: частная компания «MBC» и телеканал «BBC Arabic News»;

6. Сегодня на территории Ближнего Востока «Al-Jazeera» конкурирует, прежде всего, с двумя саудовскими телеканалами «Al Arabiya» «Al Ekhbariya».

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ «AL-JAZEERA» КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ СПУТНИКОВОЙ СЛУЖБЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ

2.1. Принципы вещания телеканала «Al-Jazeera»

Вещательная деятельность телеканала «Al-Jazeera» стала настоящим прорывом на Ближнем Востоке и во всем мире, так как до открытия этого канала в информационном мировом пространстве было только эпизодическое представление о телевизионной журналистике в арабском мире.

Среди новаторских технологий формирования контента можно отметить то, что

- телеканал делал ставку на интервью с политическими лидерами разных направлений, которые не практиковали другие телеканалы;
- «Al-Jazeera» практиковала участие зрителей в многочисленных ток-шоу, теледебатах, устраивала мосты и опросы по телефону в прямом эфире,
- телеканал практиковал свободную политику освещения событий, с позиции разных конфликтующих сторон, включая террористические.

Такие технологии в авторитарных странах с высоким уровнем неграмотности, где телевидение является главным источником информации, рассматриваются действующими режимами как потенциально политически и социально опасные.

Тем более деятельность «Al-Jazeera» считалась новаторской, так как в эфир попадали оригинальные журналистские материалы, что, в отличие от других арабских телеканалов являлось новаторским, так как в практике местных телеканалов широко использовались не собственные видеозаписи,

а контент западных информационных агентств, что снимало ответственность с телекомпаний и необходимость посылать собственных корреспондентов на места событий. Также снижало бюджет в подготовке новостного контента. Многие телеканалы использовали западные материалы даже для трансляции событий местного масштаба.

Подобные технологии особо не влияли на концентрацию аудитории, так как до прихода в эфир «Al-Jazeera» местное телевидение было полностью монополизировано государством, а, соответственно, конкуренция в телеэфире отсутствовала.

Телеканал «Al-Jazeera» из-за своей дерзкой информационной политики постоянно выдерживал прессинг со стороны правительств отдельных арабских стран.

Платой за «дерзкую» информационную политику становилось регулярно закрытие бюро и ограничения вещания в ряде арабских стран. Во многом Тоталитарные арабские режимы становились в случае с «Al-Jazeera» причиной ухода от телекомпаний рекламодателей, которые боялись потерять рекламные места в судовских СМИ. Это было обусловлено более высоким уровнем саудовского медиарынка и более крупными оборотами рекламы в отличие от маленького Катара.

Но даже несмотря на это, «Al-Jazeera» достигла высокого уровня популярности среди аудитории благодаря своей контентной политике. В практике вещания телеканала возникла прямая зависимость объема аудитории и постоянного снижения цен на спутниковые технологии для населения, что только способствовало увеличению первой.

Многие критики осуждают «Al-Jazeera» за тот триумф, который она получила благодаря использованию «запрещенных» и осуждаемых

повсеместно приемов освещения терроризма. Во многом успех «Al-Jazeera» сравнивают с успехом телекомпании «CNN», которая завоевала первую крупную себе аудиторию также не сенсационных новостях военного характера – освещение войны в Персидском заливе, в частности операции «Буря в пустыне».

«Al-Jazeera» сделала ставку на освещение антитеррористической операции в Афганистане после широко известных событий 11 сентября 2001 года. Только акцент телекомпанией был сделан не на одностороннем, западноориентированном освещении событий, а на представлении в эфире обеих сторон конфликта. Это стало возможным благодаря доступу «Al-Jazeera» к территориям, контролируемым талибами, которые снабжали телеканал записями интервью лидеров Аль-Каиды.

Самым значимым и неоднозначным в плане трактовки в деятельности «Al-Jazeera» событием стало освещение контакта с террористом Осамой бен Ладеном и другими руководителями Аль-Каиды и трансляция в эфире серии их интервью. Эти видеосюжеты сделали «Al-Jazeera» практически моментально намного популярнее CNN и BBC и не только в ближневосточном регионе.

Другим важным событием в информационной деятельности «Al-Jazeera» стала трансляция в 2001 году интервью израильских политических лидеров Эхуда Барака и Шимона Переса.

Как справедливо утверждает Н. Л. Волконский «Многие передачи «Аль-Джазиры» явились информационными бомбами, потрясшими весь мир» [Волконский 2018, С. 210].

На экране можно видеть лидеров сионистского образования, которым предоставляется возможность высказаться перед многочисленной

аудиторией, для которой Израиль ассоциируется со злейшим врагом. Подобная свобода слова – совершенно необычная для арабских СМИ. Однако слова «террорист», «террор», «терроризм» на канале встречаются крайне редко. Они приводятся лишь в прямой речи или со ссылкой на источник. Канал предпочитает позицию стороннего наблюдателя, он предоставляет каждой из сторон возможность высказаться. Беседы с людьми, считающимися лидерами террористических организаций, ведутся без преувеличения значимости их фигур, чем часто «страдают» европейские СМИ. «Al-Jazeera» просто пытается понять, чего хотят эти люди. Но с другой стороны, показ в эфире подобных «героев» как бы декларирует их право на существование наравне с остальными гражданами, что в демократических странах неприемлемо.

Передачи «Al-Jazeera» во многом показательны в аспекте дальнейшего развития темы терроризма на телеэкране. Здесь весьма удачно сочетаются объективность изложения и подача информации на «больные» темы без лишней истерики и ложного пафоса. В то же время есть примеры, которые позволяют обвинить канал в укрывательстве фактов и лакировке действительности.

«Al-Jazeera» нередко вызывает недовольство правительств разных стран. Большинство государств Ближнего Востока выступали с ее критикой, во многих из них корпункты канала не раз закрывались. Израильтяне обвиняли «Al-Jazeera» в поддержке терроризма: поводом для этого послужили ежедневные репортажи об интифаде, которые готовились корреспондентами телеканала. Палестинцы, сирийцы, ливийцы называли «Al-Jazeera» рупором сионистской пропаганды: журналисты телеканала аккредитованы в Иерусалиме. В Западной Европе телеканал обвиняют в проповеди терроризма.

Не в восторге от «Al-Jazeera» и исламские фундаменталисты: темами своих передач телеканал часто делает такие недопустимые, с их точки зрения, темы, как секс и преследование иноверцев.

Такое независимое демократическое вещание «Al-Jazeera» исследователи называют особенностью каналов нового типа. В США это явление получило название «медиализма», одним из признаков которого является глобальная демократия, ведущая, в свою очередь, к автономии СМИ от властей.

И, наконец, военная операция в Ираке, к которой «Al-Jazeera» подготовилась основательно: у телеканала в Багдаде было на момент освещения событий три собственных корреспондента, одного из которых руководство компании отправило в Северный Ирак, контролируемый курдами. В этот острый период у телеканала было на курдистанской территории несколько конкурирующих компаний: «Abu Dhabi TV» (ОАЭ), ливанская «LBC», саудовские «Al-Arabiya» и «Al-Manar», иранская «Al-Alem» и телекомпания «ANN».

На фоне успеха телекомпания с ней были заключены многочисленные договоры на сотрудничество в области информационного обмена. Одним из первых компаньонов «Al-Jazeera» стала телекомпания «CNN». Делая в своей контентной политике ставку на реализацию стратегий сенсационности, драматизации, сериальности в раскрытии новостной картины дня, «CNN» не смогла устоять перед покупкой эксклюзивного контента с талибских территорий.

Однако сотрудничество с «CNN» с «Al-Jazeera» в 2002 году было связано с крупным скандалом: американская компания начала демонстрацию интервью с Осамой бен Ладеном в своем эфире раньше, чем катарская

телекомпания и без дополнительного разрешения владельца видеоматериала. На видео «самый известный террорист» отрицал свою сопричастность к терактам в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Вторым крупнейшим партнером «Al-Jazeera» выступала «Британская вещательная корпорация», с которой в 2003 году был заключен договор о сотрудничестве. Это было взаимовыгодное сотрудничество, а не просто договорные отношения: компания «BBC» обязалась в ответ на новостной контент оказать помощь в разработке англоязычной версии интернет-сайта, а также поставлять документальные фильмы для эфиров «Al-Jazeera».

Подобный опыт сотрудничества с ведущими западными медийными компаниями, несомненно, способствует как обогащению эфиров самого телеканала «Al-Jazeera», так и получению более полной информации о ситуации на Ближнем Востоке и в других странах арабского мира американской и европейской аудиторией.

2.2. Критика информационной политики «Al-Jazeera» на современном этапе

«Al-Jazeera» постоянно находится в зоне двойной критики.

С одной стороны, деятельность телекомпании регулярно критикуют правительства арабских стран. Причиной тому – агрессивная подача новостей и другой аналитической информации.

Кульминацией этого сопротивления деятельности «Al-Jazeera» стал съезд Совета сотрудничества стран Персидского залива, прошедший в октябре 2002 года в столице Омана Мускате. На Совете министры нескольких арабских стран, в числе которых были министры информации

Бахрейна, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, выдвинули против «Al-Jazeera» обвинения в оскорблении и клевете действующих арабских правительств. В первую очередь претензии Совета относились к манере ведущего одного из многочисленных ток-шоу телеканала – «Противоположное направление». Ведущий допускал нелецеприятные высказывания в адрес отдельных арабских лидеров.

Некоторые исследователи полагают, что Фейсал Аль-Кассим – ведущий ток-шоу «Противоположное направление» – таким образом демонстрировал «технологии манипуляции эмоциями аудиторий через целенаправленную драматизацию. И здесь фактическая достоверность контента уже не играла никакой роли» [Чернов 2015, С. 77]. Также в его адрес шли обвинения в постановочности ток-шоу, в гипертрофировании реалий, в осознанном и специальном сталкивании и даже провоцировании оппонентов. Были также обвинения в подтасовке фактов: «ведущий мог выдать за реальность информацию, взятую из неизвестного источника, и сделать ее предметом яростных споров. Поскольку спор как процесс становился самоцелью, то закономерно оказывалось и то, что сам ведущий терял контроль над происходящим, над ходом дебатов, что вызывало бурю критики, но являлось значимой частью создаваемого каналом медиатекста [Ayish 2005, С. 107].

Другими мерами, которые были предприняты отдельными арабскими странами для создания блокады для телеканала «Al-Jazeera» – экономические санкции, выразившиеся в рекомендациях рекламодателям, воздержаться от размещения промо своих товаров и услуг в эфире канала.

Однако Международный институт прессы выразил солидарность с «Al-Jazeera» в нарушении прав и свобод на получение и распространение

информации и поддержал свободу слова телеканала, закрепленной в статье 19 Декларации прав человека.

Другим примером влияния со стороны Совета сотрудничества стран Персидского залива на телекомпанию «Al-Jazeera» была похожая ситуация, имевшая место в декабре 2001 году. На этот раз на телекомпания производил влияние главный конкурент катарского СМИ – Саудовская Аравия, а точнее – принц Саудовской Аравии Абдулла бен Абдул Азиз. Со стороны королевского саудовского дома поступило обвинение «в оскорблении стран Совета, нанесении вреда членам королевских семей, подрыве стабильности в арабском мире и разжигании терроризма» [Assya 2002]. Поводом для возмущения стало освещение телекомпанией «Al-Jazeera» ареста принцессы Саудовской Аравии в США по обвинению в избиении своей служанки индонезийского происхождения. Основной претензией саудовского принца было нарушение телекомпанией принципов освещения частной жизни королевских семей, которая не пожелит демонстрации в СМИ.

В последние годы информационная политика «Al-Jazeera» продолжает вызывать возмущения со стороны арабских правительств, а также со стороны арабских конкурирующих СМИ. Так в начале 2000-х из-за аналогичных обвинений в оскорблении иорданской королевской семьи было закрыто бюро в Аммане.

Иордания пошла дальше саудовских властей: она предприняла отзыв из Дохи своего посла для консультаций по поводу антиправительственной пропаганды и агитации телекомпания «Al-Jazeera», которая по их мнению показывала иорданскую королевскую семью как «марионеток США и Израиля» [Assya 2002].

Причиной скандала стало все то же самое ток-шоу «Противоположное направление», в котором Фейсал Аль-Кассим позволил себе критиковать политику Иордании в отношении Палестины и Ирака, называя при этом «королей Абдуллу II и Хусейна лжецами, агентами израильских спецслужб и ЦРУ» [Цит. по: Орлова 2003, [http](#)]. Министерство Иордании, назвав приемы телекомпании дешевой тактикой и намеренной фальсификацией данных, расценила действия телекомпании «Al-Jazeera» как переходящие все профессиональные и моральные границы «в том, что касается вопросов государственной важности» [Цит. по Орлова 2003, [http](#)].

Еще одним примером прессинга со стороны арабских правительств стало закрытие кувейтского бюро «Al-Jazeera», которое остановило свою работу 3 ноября 2002 года.

Причиной приостановке работы «Al-Jazeera» в Кувейте стала серия репортажей компании о том, что четверть территории Кувейта закрыта из-за проведения на ней военных учений войск США и Кувейта. Ответом на эти заявления было обращение правительства Кувейта, которое заявило о необъективности и клеветнической основе сообщений телекомпании. Также в адрес «Al-Jazeera» поступили обвинения в подрыве государственных интересов страны.

Министерство Катара регулярно получает жалобы и протесты на деятельность телекомпании. И, вместе с тем, весь арабский мир неотрывно следит за освещением любых событий данным телеканалом, а малейшая задержка в вещании вызывает шквал негодования со стороны аудитории.

Наряду с внутренним сопротивлением против информационной политики внутри Ближнего Востока, «Al-Jazeera» испытывает еще и давление со стороны Запада. Так, США, пытаясь оказывать влияние на

мощнейшего игрока на арабском информационном рынке, не раз высказывали ноты протеста в адрес катарского СМИ, обвиняя его во враждебности по отношению к антитеррористической кампании после 11 сентября 2001 года.

Главным обвинителем по этому вопросу выступал госсекретариат США в лице Колина Пауэлла, который заявлял, что «Al-Jazeera» насаждает антиамериканские настроения. Правительство США пыталось влиять на контентную политику телеканала через эмира Катара, что британская газета Independent прокомментировала как потерю демократии «Американцы хотят, чтобы эмир закрыл представительство канала в Кабуле, снабжающее мир пленками бомбардировок Афганистана Соединенными Штатами и, что более важно, телевизионными заявлениями Осамы бен Ладена» [Robert 2001]. Однако особого результата эта деятельности Штатов не принесла. В контексте вызывавших огромную обеспокоенность правительства США трансляций интервью Усамы бен Ладена, правительством рассматривалась возможность субсидирования создания конкурентных вещательных служб с целью ограничить информационный монополизм на арабском медиарынке.

Многочисленные обвинения в адрес «Al-Jazeera» руководство телеканала не рассматривает слишком серьезно. Сам шейх Хамад бен Тамир аль-Тани подчеркивал: «Когда мы освещали события в Ираке, заговорили, что "Al-Jazeera финансируется правительством Ирака; когда мы рассказывали о выборах в Израиле, Al-Jazeera обвинили в том, что ее финансирует Мосад. Когда мы сообщаем о том, что происходит в США, нам вменяют в вину связи с ЦРУ. Мы привыкли выслушивать подобные обвинения. Однако наша главная задача – выпускать эксклюзивные и качественные репортажи. Al-Jazeera будет продолжать работать в своем

стиле, представляя разные точки зрения, поддерживая собственную стратегию новостей (Al-Ra'i wa al-Ra'i Akher), показывая обе стороны медали любого события, как она старалась делать с самого начала вещания» [Schleifer 2001].

«Al-Jazeera» приковывает к себе пристальное внимание как Запада, так и Востока. Ее передачи стали мощным раздражителем для глав государств, вызывая и небывалый интерес, и острую неприязнь. Давно мир не сталкивался со столь рискованной позицией телекомпании, привыкнув к осторожным отфильтрованным взглядам западных журналистов. В условиях цивилизационного надлома в отношениях между Западом и Востоком (и конкретно между арабскими странами и США), программы «Al-Jazeera» необходимы, как бы критичны они ни были, поскольку содержат эксклюзивную информацию и представляют взгляд на события «с другой стороны», с позиций восточной культуры, непонятной западному человеку. «Al-Jazeera» вывела на новый уровень политические и социальные дебаты арабского мира, изменила представление арабов о самих себе и о мире.

Помимо универсальных телеканалов новостей влиятельное положение в информационной медиасреде занимают специализированные телесети, ориентированные на подачу деловой информации. Кроме собственно информационной миссии – просвещения зрителей в вопросах мировой экономики и финансов – эти телесети учат свою аудиторию зарабатывать средства, в том числе и на бизнес-новостях.

2.3. Современное состояние телеканала «Al-Jazeera»

В XXI веке политические скандалы и международные трения по-прежнему держат «Al-Jazeera» в центре внимания всего мира. Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ потребовали от Катара закрыть принадлежащий ему телеканал. Данное требование стало одним из тринадцати условий возобновления дипотношений этих стран с Дохой.

Сегодня мало кто в арабском мире отделяет катарскую политику от политики «Al-Jazeera». Однако подобные ограничения являются нарушением свобод на получение и распространение информации.

Арабские страны обвиняют «Al-Jazeera» во вмешательстве в их внутренние дела, в пособничестве террористам и угрозе национальной безопасности. Однако телекомпания постоянно отстаивает свои права: «Мы отстаиваем свободу выражения мнений и верим в право людей на информацию. Мы не являемся чьими-либо посланниками или спикерами... «Аль-Джазире» – как и любому другому уважаемому СМИ – бросали вызов на протяжении всей ее истории. Нас критиковали, потому что наша журналистика показывает то, что происходит на самом деле, и зачастую правительства, корпорации и отдельные личности не хотят, чтобы их деятельность была на виду... Попытка заставить «Аль-Джазиру» замолчать – это попытка заставить замолчать всю независимую журналистику в регионе» [«Если позволить...», [http](#)]. С таким манифестом журналисты телеканала обратились в открытом письме к своим зрителям и читателям.

«Al-Jazeera» изменила ситуацию со СМИ в регионе: расследования и дискуссии заменили паркетную журналистику, корреспонденты телеканала

больше не боялись табуированных ранее тем – коррупции и баснословных богатств правителей, голода и нищеты населения. Телеканал первым среди арабских СМИ открыл корпункт в Израиле. Сами сотрудники телеканала называют свою компанию «Голос бессловесных». И хотя формально «Al-Jazeera» является государственным телеканалом, он позиционирует себя как независимое СМИ.

В настоящее время в медиахолдинг «Al-Jazeera» входят каналы, посвященные спорту, прямым трансляциям, документальным фильмам, а также учебный и исследовательский центры. Свыше 70 бюро по всему миру и около 3 тысяч человек персонала.

Сегодня слава «Al-Jazeera» вышла за пределы Ближнего Востока, породив тем самым различные мнения о телеканале и его сотрудниках. Так, по некоторым данным и видеозаписям, которые канал транслировал в эфире, эксперты сделали вывод, что журналисты могли знать о многих терактах заранее.

С момента появления в эфире первых записей с Осамой бен Ладеном начались первые обвинения «Al-Jazeera» в связях с террористами. Ситуация резко обострилась после начала «арабской весны» – волны протестов в арабских странах. Телеканал был в центре всех происходивших событий. В свете сложности освещаемых событий назвать его журналистов беспристрастными было нельзя. Однако свои новаторские технологии в освещении конфликтных событий «Al-Jazeera» применяла и в этом случае: слово в эфире предоставлялось всем сторонам – и оппозиции, и правительствам, однако аудитории было очевидно, на чьей стороне все симпатии на самом деле.

Эксперты неоднократно отмечали, что телеканал часто выдавал желаемое за действительное: перевирались цифры собравшихся на демонстрацию, в насилии всегда обвинялась армия и силы безопасности, а протестующие всегда были мирными гражданами, даже если на деле это и было не совсем так. В Египте, Сирии, Йемене, когда говорилось о миллионах собравшихся на площади, были десятки тысяч, а иногда не было никого.

Одна из самых громких историй произошла в Ливии, когда телеканал сообщил о гибели 6 тысяч человек в результате авиаудара по мирным демонстрантам в Киренаике. Погибших оказалось на порядок меньше.

В Египте же «Al-Jazeera» просто стала на одну из сторон конфликта, озвучивая интересы «Братьев-мусульман» (организация, запрещенная в Российской Федерации). И это неудивительно, ведь духовный лидер «братьев» Юсуф аль-Кардави больше полувека проживает на территории Катара.

В итоге в 2013 году, свержение президента-исламиста Мухаммеда Мурси, сильно отразилось на телеканале «Al-Jazeera»:

- были арестованы многие из сотрудников каирского бюро,
- был закрыт канал, вещающий на Египет.

Но несмотря на то, что журналисты говорили о нарушении свободы слова, на их защиту не встал никто из египетских коллег. Напротив, египетские журналисты в первое время после свержения Мурси бурно возмущались, когда представители телеканала приходили на пресс-конференции.

Практиками и теоретиками журналистики работа «Al-Jazeera» расценивается как чрезмерно предвзятая. Неслучайно около 20 журналистов-египтян, работавших на телеканале, покинули его в 2013 году

в знак протеста против освещения событий в Каире. Годом ранее канал покинула часть журналистов-сирийцев из-за их несогласия с методикой освещения событий из Сирии. Надо сказать, что многие сирийцы отказываются и сегодня смотреть телеканал «Al-Jazeera», что связано с потерей доверия к телеканалу.

Арабские зрители не ожидали правды от многих СМИ в своих странах, но «Al-Jazeera» доверяли. Тем больше их разочарование сейчас. Но есть и те, для кого телеканал по-прежнему остается единственным альтернативным мнением. Также стоит заметить, что, несмотря на появление многочисленных конкурентов, опередить «Al-Jazeera» по популярности пока еще никому не удалось. Но надо понимать, что, если она на протяжении долгого времени будет оставаться недоступной зрителям, то потеряет значительную часть аудитории.

И вместе с тем, ограничения на вещание «Al-Jazeera» в ближневосточном регионе будет означать, что в арабском мире больше не останется ни одного независимого СМИ, так как только конкурентные условия могут привести к положительной тенденции развития медиа.

Наряду с бойкотом Каира в адрес «Al-Jazeera» еще четыре страны, ранее разорвавшие дипломатические отношения с Катаром, направили в Доху список из тринадцати требований, которые необходимо выполнить для отмены санкций.

В числе этих государств – Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн. В состав требований входило ограничение на вещание финансируемой катаром телекомпании «Al-Jazeera».

В документе уточняется, что закрыты должны быть все филиалы «Al-Jazeera». Помимо закрытия телеканала арабские страны требовали от самих

властей Катара сократить до минимума их связи с Ираном и закрыть турецкую военную базу.

Крупнейший за последние десятилетия политический кризис в странах Персидского залива разразился в начале июня, когда более десяти стран ввели против Катара беспрецедентные дипломатические и экономические санкции. Они обвинили Катар в финансировании терроризма и подрыве стабильности в регионе, в чем, по мнению многих арабских стран подспудную помощь оказывала телекомпания «Al-Jazeera». Само собой разумеется, что Доха, пытающаяся в последние годы укрепить свой политический вес, категорически отрицает: «министр иностранных дел страны шейх Мохаммед бин Абдулрахман аль-Тани заявлял, что Катар не будет вести никаких переговоров до отмены санкций» [Четыре арабских страны..., [http](#)]. Он также отверг обвинения в поддержке каких бы то ни было террористических организаций.

Список требований, выдвинутых против Катара, крайне унизителен: закрытие его знакового телеканала «Al-Jazeera», непременно, положит конец продолжавшимся более двух десятилетий попыткам Катара утвердиться на международной медиа-карте и откроет, прежде всего, для Саудовской Аравии перспективы превалирования на информационном рынке региона.

Отдельные политические деятели и аналитики полагают, что выдвинутые требования – всего лишь отправной пункт для будущих санкций, однако правительства Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов не выказывают ни малейшей готовности идти на компромисс.

Таким образом, выдвинутые в адрес Катара могут привести только к двум вариантам развития событий:

– «полная капитуляция» со стороны Катара и его «возвращение в семью арабских стран Залива в качестве смиренного и куда менее влиятельного игрока» [Четыре арабских страны..., [http](#)] либо

– непреклонный и несломленный Катар, изгнанный из Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и, вполне вероятно, союзник Ирана, находящийся в зависимости от него.

К слову, в числе других требований названных государств в адрес Катара –

– разрыв всех связей с исламистским движением «Братья-мусульмане», которое рассматривается как террористическое и находится под запретом в других арабских странах, а также группировками «Исламское государство», «Аль-Каида» и ливанской шиитской повстанческой группировкой «Хезболла»;

– отказ в предоставлении гражданства уроженцам четырех стран, составивших список требований, и депортация всех тех, кто сейчас находится на территории Катара, что по мнению лидеров арабских государств не позволит Катару вмешательство во внутренние дела других стран;

– выдать всех лиц, состоящих в розыске за террористические преступления в четырех странах-составителях списка;

– прекратить финансирование всех экстремистских организаций, которые признаны террористическими в США;

- предоставить подробную информацию о деятелях оппозиции, финансируемых Катаром в Саудовской Аравии и других странах;
- в вопросах политики, экономики и других сферах держаться в русле решений Совета сотрудничества в Персидском заливе;
- прекратить финансирование других СМИ – «Arabi21» и «Middle East Eye» помимо «Al-Jazeera»;
- заплатить сумму в качестве компенсации странам, пострадавшим от политики Катара;
- закрыть дипломатические должности в Иране;
- выслать из страны всех членов элитного иранского Корпуса стражей исламской революции;
- вести только такую торговлю с Ираном, которая не противоречит санкциям США.

Таким образом, «Al-Jazeera», являясь неотъемлемой частью катарского режима отвечает за всю деятельность своего государства, прежде всего, как трибун для исламистской пропаганды. Вместе с тем, многие зарубежные СМИ, поддерживают политику «Al-Jazeera». В их числе корпорация «BBC», руководитель отдела международных отношений которой Ихтишам Хибатулла, заявил, что «любой призыв к закрытию или сокращению вещания “Аль-Джазиры” является ничем иным как попыткой заглушить голос демократии в регионе и подавить свободу слова» [Четыре арабских страны, [http](http://)].

Другим примером ограничения влияния «Al-Jazeera» является ограничение вещания на территории Ирака. Комиссия Ирака по коммуникациям и СМИ закрыла в 2016 году багдадское бюро медиасети

«Al-Jazeera» и запретила ее журналистам освещать события в стране, сообщила компания на своем сайте.

В письме, направленном в «Al-Jazeera», ведомство заявило, что отзывает лицензию, позволяющую компании вести деятельность в стране. Данное решение ведомство связало с «нарушениями официального кодекса поведения, а также правил и нормативных положений вещания» [Цит. по: Власти Ирака закрыли..., [http](#)].

«Al-Jazeera» в свою очередь заявила, что «шокирована и озадачена» данным решением и пообещала продолжить освещать события в Ираке для своей аудитории. Медиасеть опровергла обвинения в нарушениях журналистских стандартов в передаче новостей и программ.

«Медиасеть надеется, что ее бюро в Багдаде сможет возобновить работу в самое ближайшее время, руководствуясь принципом свободы прессы, гарантированной иракской конституцией» [Цит. по: Власти Ирака закрыли..., [http](#)].

После названных приостановок работы телеканала «Al-Jazeera» потеряла порядка 86 % зрительской аудитории на Ближнем Востоке. В ряде стран Ближнего Востока – Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии, Бахрейне, Алжире и Судане – количество зрителей телеканала «Al-Jazeera» сократилось от 60 до 90 %. Согласно данным, опубликованным шведской газетой «Афтонбладет», общее суммарное число зрителей телеканала во всем мире за последние два года снизилось с 43 до 6 миллионов, то есть примерно четверо из пяти человек в мире перестали смотреть программы телеканала «Al-Jazeera»

Выводы к Главе II

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. «Al-Jazeera» в своей работе использует в своей работе смелые и новаторские стратегии:

- телеканал делает ставку на сенсационные интервью с политическими лидерами разных направлений;
- «Al-Jazeera» практикует участие зрителей в передачах своего эфира;
- телеканал практикует свободную политику освещения событий, с позиции разных конфликтующих сторон, включая террористические, без влияния правящих арабских режимов;

2. Телеканал регулярно испытывает давление со всех возможных сторон:

- со стороны правительств отдельных арабских стран, обвиняющих телеканал в освещении событий, связанных с королевскими семьями и пр.;
- со стороны исламистских организаций, обвиняющих телеканал в освещении недопустимых исламом тем: секс, преследование иноверцев и пр.;
- со стороны западных правительств в критике антитеррористических операций на Ближнем Востоке и пр.

3. Самыми сенсационными в практике работы телеканала «Al-Jazeera» являются следующие материалы:

- интервью с Осамой Бен Ладеном,

– освещение антитеррористической операции в Афганистане после событий 11 сентября 2001 года;

– интервью с израильскими политическими лидерами Эхудом Бараком и Шимоном Пересом;

4. На фоне успеха в реализации информационной политики с телекомпанией «Al-Jazeera» заключили контракты по вопросы информационного обмена ведущие телекомпании мира, в числе которых были «CNN» и «BBC».

5. Регулярная критика со стороны прозападных правительств арабских государств привела к тому, что в ряде стран Ближнего Востока было приостановлено вещание «Al-Jazeera» и закрыты бюро и корреспондентские пункты – в Бахрейне, Кувейте, Омане, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Иордании, Египте и Ираке;

6. Сегодня телеканал «Al-Jazeera» потерял от 60 % до 90% своей аудитории из-за экономической, информационной и политической блокады со стороны ведущих арабских правительств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средства массовой информации на Ближнем Востоке проходят свой собственный уникальный путь развития, основанные на тоталитарном управлении и государственной цензуре. Данные тенденции приводят к серьезному влиянию на освещение новостных поводов в местных СМИ и, как следствие, на общественное мнение. Эти тенденции приводят к международной напряженности и возражениям относительно свободы прессы и предвзятого освещения в СМИ.

Все чаще эксклюзивные интервью и другие кадры «Al-Jazeera Media Network» транслируются в американских, британских и других западных СМИ, таких как «CNN» и «BBC», но, наряду с этим, вызывают столкновения внутри ближневосточного региона.

Доступность «Al-Jazeera» через спутниковые системы, в первую очередь через систему ARABSAT на всем Ближнем Востоке и в мире изменила телевизионный ландшафт региона.

До появления «Al-Jazeera» многие жителям ближневосточного региона никакие другие каналы, кроме государственных, контролируемых государством, доступны не были.

Телеканал «Al-Jazeera» ввел новый уровень свободы слова на телевидении, который ранее был неприемлем в силу политической организации во многих из этих странах.

«Al-Jazeera» критически представляет информацию в своем эфире относительно

- правительств многих арабских государств в отношении Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн и Катар;
- отношений Сирии с Ливаном

- египетскую судебную систему;
- влияние западных правительств на королевские семьи многих арабских стран и пр.

Критики обвинили компанию «Al-Jazeera Media Network» в уклоне в сенсационность с целью расширения своей аудитории, в ущерб беспристрастности и объективности.

Частыми в практике телеканала были случаи, когда действия редакции приводили к радикальным событиям. В целом, однако, популярность «Al-Jazeera» может быть более предметно объяснена его всесторонним освещением вопросов, считающихся очень важными для международного арабского населения, многие из которых получили минимальное внимание со стороны других организаций. К числу таких информационных поводов можно отнести взгляд палестинцев на вторую интифаду, опыт иракцев, переживших войну в Ираке, и эксклюзивную трансляцию интервью, выпущенных Осамой бен Ладеном.

Нет сомнения в том, что «Al-Jazeera» обладала и обладает огромным авторитетом в качестве социального института, формирующего общественное мнение. Его работа часто определяет, что должно стать историей, именно поэтому эффекты от трансляций отдельных программ и информационных сюжетов сравнивают с эффектами, которые породила в свое время телекомпания «CNN». И не зависимо от того, о событиях в какой стране – Саудовской Аравии, Египте, Иордании или Сирии – идет речь, критика, высказанная телекомпанией «Al-Jazeera», часто оказывает значительное влияние на ход событий в этих государствах.

Особенно сильно влияние телеканала ощущается в Палестине, на Западном берегу и в секторе Газа, «Al-Jazeera» является основным источником новостей для 53,4 % палестинских зрителей. К слову два других

ее конкурента «Палестинское телевидение» и «Al Arabiya» охватывают только 12,8 % и 10 % соответственно. Оставшиеся проценты делят между собой другие телеканалы.

Сегодня «Al-Jazeera» представляет новое направление в дискурсе глобального потока новостей и транслирует голоса, для которых нет места в других, вещающих в ближневосточном регионе и во всем мире, телекомпаниях.

Проблемы внутреннего и внешнего сопротивления против информационной политики телекомпаний вызывают актуальный интерес у современных исследователей масс-медиа и, в силу не изученности намечают перспективы для дальнейших исследований в этой области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авад Ахмед Мохамед. Особенности развития СМИ арабских стран в условиях глобализации на рубеже XX-XXI веков: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. – Москва, 2003. – 167 с.
2. «Аль-Джазира» меняет политику? // Россия и мусульманский мир. 2005. – № 12. – С. 168-170.
3. «Аль-Джазира» не хочет быть арабской CNN // Россия и мусульманский мир. 2004. – № 10. – С. 183-187.
4. Архарова, И. Глобализация СМИ на современном этапе // Акценты: новое в массовой коммуникации. – Воронеж, 2006. – № 3-4. – С. 90-91.
5. Борисов, Л. Современные исламистские течения: цели, стратегия, тактика // Азия и Африка сегодня. – 1997. – № 10. – С. 42-45.
6. Васильев, Л. С. История Востока: учебник для студентов вузов : в 2 т. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Высш. шк., 2003. – Т. 1. – 511 с.
7. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации: их аудитория. Техника, бизнес, политика. – Тбилиси: Ганатлеба. 1989. 672 с.
8. Власть Ирака закрыли бюро Al Jazeera в Багдаде // Рамблер. Режим доступа: <https://news.rambler.ru/world/33488662-vlasti-iraka-zakryli-byuro-al-jazeera-v-bagdade/>
9. Волковский Н.Л. Информационные бомбы «Аль-Джазире» // Век информации. 2018. Т. 2. № 2. С. 210-211.
10. Виниченко В.М. Феномен «Аль-Джазире» на ближневосточном и глобальном информационных рынках // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. – № 13 (184). – С. 156-166.

11. Герасимов, О. Йеменская революция 1962-1975 гг.: пробл. и суждения. – Москва : Наука, 1979. – 226 с.
12. Грабельников А.А., Дерхами А. Освещение событий «арабской весны» телеканалом «Аль-Джазира» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2015. – № 2. – С. 75-80.
13. Грюнебаум, фон Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры : ст. разных лет. – Москва : Наука, 1981. – 227 с.
14. Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. – М., 2001.
15. Дунаевский И. Гор продал телештаты «Аль-Джазире» // Российская газета № 5981. 15 января 2013 г. Режим доступа: <http://www.rg.ru/2013/01/15/kanal.html>
16. «Если позволить «Аль-Джазире» замолчать, то завтра в арабском мире не останется ни одного независимого СМИ» // Реальное время. Режим доступа: <https://realnoevremya.ru/articles/69369-zachem-ot-katara-potrebovali-zakryt-telekanal-al-dzhazira>
17. Ибрагимов, А. Х. Средства массовой информации арабских стран // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. – 1997. – № 1. – С. 62.
18. Игнатенко А.А. Политика государственного терроризма и исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке // «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70- первая половина 80-х годов). –М, 1987.
19. Игнатенко А.А. Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор. – М, 2000.
20. Истомин, М. Арабы и спутниковое ТВ: панорама новостей международного спутникового, Интернет и коротковолнового вещания-3 //

Портал о странах и народах мира. – Москва, 2009-2014. – Режим доступа: <http://www.portalostranah.ru/view.php?id=161>.

21. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский [и др.] ; Междунар. ин-т журналистики и филологии. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Старые русские, 2000. – 343 с.

22. Короченский, А.П./ Глобальная медийная политика: реальность или фантом? // Журналистика и медиаобразование-2007: / Сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1-3 октября 2007 г.): в 2 т. Т. I / под ред. проф. А.П. Короченского. – Белгород: БелГУ, 2007. – с. 165-171

23. Короченский, А.П. Новые субъекты трансграничных массовых коммуникаций и трансформация международной журналистики в XXI веке // Международная журналистика-2013: глобализация и регионализация информационного пространства : материалы второй междунар. науч.-практ. конф., БГУ - Минск, 20 фев. 2013 г. / сост. Б.Л. Залесский ; под общ. ред. Т. Н. Дасаевой. – Минск, 2013. – С. 149-158.

24. Короченский, А. П. Поздний старт: французская спутниковая телевизионная служба «France-24» на глобальном рынке новостей // Средства массовой информации в современном мире : тез. межвуз. науч.-практ. конф. / Санкт-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2007. – С. 13-23.

25. Короченский, А. П. Глобальная медийная политика: реальность или фантом? // Медиаобразование и журналистика -2007. Сб. трудов 2-й междунар. научн.-практ. конференции. – Белгород. БелГУ. – 2007. с. 165-172.

26. Короченский, А. П. Историческая судьба и значение концепции «нового международного информационного и коммуникационного порядка»: взгляд из XXI века / Международная журналистика-2014: диалг культур и взаимодействие медиа разных стран : Материалы второй междунар. науч.-практ. конф., - БГУ Минск, 20 фев. 2014 г. – с. 141-147.

27. Кучерова, Г. Э. Очерки теории зарубежной журналистики: XIX - первая половина XX вв.; Междунар. ин-т журналистики и филологии. – Ростов-на-Дону : Комплекс, 2000. – 222 с.

28. Локшин Б. Международное регулирование спутникового вещания. // Телеспутник. 6(20) 1997. // Режим доступа: <http://www.telesputnik.ru/archive/20/article/12/html>.

29. Маан Амер Информационная война в условиях политического кризиса на Ближнем Востоке (на примере спутникового канала «Аль-Джазира») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2013. – № 1. – С. 113-118.

30. Мирский Г.И. Международный терроризм, исламизм и палестинская проблема. –М., 2003.

31. Нехад, М. Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы // RELGA : электрон.журн. – 2000. – № 19. –Режим доступа: <http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1484&level1=main&level2=articles>.

32. Новейшая история арабских стран Азии, 1917-1985 / [И. А. Александров, В. Л. Бодянский, А. М. Васильев и др. ; ред.: Е. Примаков, Е. Лебедев, В. Наумкин и др.] ; АН СССР, Ин-т востоковедения. – Москва : Наука, 1988. – 638 с.

33. Орлова, В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. – Москва : РИП-Холдинг, 2003. – 165 с.

34. Пластун В.Н. Деятельность экстремистских сил и организаций в странах Востока (последняя треть XX - начало XXI вв.) Автореф.диссертация докт. мстор. наук. – М., 2003.

35. Почепцов, Г. Г. Информационные войны; отв. ред. С. Л. Удовик. – Москва ; Киев : Рефл-бук : Ваклер, 2000. – 573 с. – (Образовательная библиотека).

36. Сапунов, В. И. Зарубежные информационные агентства. – Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 2006. – 382 с. – (Биб-ка проф. журналиста).

37. Сапунов, В. И. Мировые информационные агентства: системное воздействие на аудиторию. – Воронеж : Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2007. – 237 с.

38. Спутниковое телевидение: Справ. / Сост. В.И. Назаров. В.И. Рыженко. – М.: Оникс. 2007. – 32 с.

39. Стракова Н. «Аль-Джазира»: голос улиц или рупор Аль-Каиды? («Respekt», Чехия. 19/02/2011) (Nad'a Straková) 22/02/2011 <http://www.inosmi.ru/asia/20110222/166765126.html> منتص

40. Чернов А.В., Савельева Е.А. Медиатексты «Аль-Джазиры»: факторы консолидации или конфронтации? // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. – № 5 (66). – С. 76-80.

41. Четыре арабских страны выдвинули условия Катару: что это значит? // BBC. Режим доступа: <https://www.bbc.com/russian/features-40384418>

42. Шабермах Я. Палестинская проблема на телеканале "Аль-Джазира": дискурс терроризма. диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2010.

43. Шафель Али Шаиф Хусейн. Конкуренция в арабоязычном спутниковом телеэфире // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. – № 18 (137), Выпуск 15. – 2012. – С. 151 – 156.

44. Шафель Али Шаиф Хусейн. Историческое развитие арабоязычного спутникового телевидения. Роль системы АРАБСАТ в становлении арабского спутникового ТВ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. – № 27 (170), Выпуск 20. – 2013. – С. 185 – 191.

45. Шафель Али Шаиф Хусейн. Эволюция состава новостных арабоязычных спутниковых телеканалов в начале XXI века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. – № 6 (177). – Выпуск 21. – 2014. – С. 150 – 156

46. Шафель Али Шаиф Хусейн. Перед вызовами глобализации: телевидение Йемена на рубеже XX-XXI веков // Регіональні ЗМІ: історія, сучасний стан та перспективи розвитку: Матеріали 2-й міжнародної науч.-практ. конф. Луганський національний університет ім. Т. Шевченка. – Луганськ, 2012. – С. 208-212.

47. Шафель Али Шаиф Хусейн. Арабоязычный спутниковый телеэфир в XXI веке // Международная журналистика-2013: глобализация и регионализация информационного пространства: Материалы 2-й международной науч.-практ. конф. 20 февр. 2013. БГУ. – Минск, 2013. – С. 278-287.

48. Ahmed Assya. Al-Jazeera Under Fire Once Again: This Time The GCC Threatens Sanctions//TBS. – 2002. – Fall/Winter.

49. Ayish M. I. Media Brinkmanship in the Arab World: Al Jazeera's The Opposite Direction as a Fighting Arena / M.I. Ayish // The Al Jazeera Phenomenon Critical Perspectives on New Arab Media Edited. – Pluto Press, 2005. – P. 106-126.

50. Fisk Robert. Lost in the Rhetorical Fog of War//The Independent. – 2001. – October 9.

51. Schleifer Abdallah, Sarah Sullivan. Interview with Sheikh Hamad bin Thamer Al Thani, chairman of the board of Al-Jazeera. – TBS. – 2001. – Fall/Winter.

