
202  Н А УЧ Н Ы Е  В Е Д О М О С Т И Серия Гуманитарны е науки. 2014 . № 6 (177 ). Выпуск 21

УДК 070

ЭВОЛЮЦИЯ СОСТАВА НОВОСТНЫХ АРАБОЯЗЫЧНЫХ СПУТНИКОВЫХ 
ТЕЛЕКАНАЛОВ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА ГСТАТЬЯ ПЕРВАЯ)

Шафель Али 
Шаиф Хусейн
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет

В первой статье о составе арабоязычных новостных спутниковых те­
леканалов характеризуются основные собственно арабские на сателлитар- 
ные службы, специализированные на передаче новостей, в том числе каналы 
«Аль-Джазира», «Аль-Арабия» и «Аль-Экбарийя».

Ключевые слова: спутниковое ТВ, 
«Аль-Арабия» и «Аль-Экбарийя».

арабский мир, «Аль-Джазира»,

e-mail:
prensa@yandex.ru

Сегодня в мире действуют десятки арабоязычных телеканалов, которые ведут пере­
дачи со спутников не только на арабские страны, но и на Европу, Северную и Южную Аме­
рику, где живут миллионы арабов-эмигрантов. Особенно значима (и потому заслуживает 
пристального внимания исследователей) деятельность новостных сателлитарных каналов, 
формирующих событийную повестку дня и оценочное отношение аудитории к важней­
шим текущим событиям. Сетка вещания универсальных по содержанию новостных теле­
каналов состоит из выпусков международных общественно-политических, финансово­
экономических, спортивных новостей, аналитических программ и ток-шоу, а также пере­
дач о культуре, науке, информационных технологиях. Тематические и аналитические про­
граммы спутниковых телесетей -  необходимое дополнение к новостям, и ориентированы 
они на текущие события. Это даёт возможность интерпретировать и оценивать события в 
мире, более глубоко раскрыть тему, заинтересовать зрителей развитием событий.

Способность новостного спутникового ТВ оказывать существенное воздействие на 
массовые аудитории независимо от географических границ и цензурных ограничений в 
наши дни активно используется в арабском мире -  стратегически важном регионе плане­
ты, в котором сталкиваются интересы различных государств и геополитических сил. Особо 
значима роль сателлитарных каналов на арабском языке, понятном миллионам людей в 
регионе и за его пределами. В последние годы, особенно в новом столетии, состав арабо­
язычных новостных служб непрерывно меняется, что требует особого изучения. В число 
арабоязычных вещателей сегодня входят как собственно арабские новостные телеканалы, 
так и иностранные службы ТВ, ведущие спутниковые передачи на арабском языке.

Арабские новостны е службы спутникового телевидения
«Аль-Джазира». Небольшое арабское государство Катар широко известно своей 

международной круглосуточной службой космического ТВ, которая выходит в эфир с 1 но­
ября 1996 г. под названием А1 Jazeera Satellite Shannel (JSC). Первоначально передачи но­
вого канала велись по шесть часов в сутки. В феврале 1999 г. международный новостной 
канал на арабском языке «Аль-Джазира» стал первым в арабском мире круглосуточным 
спутниковым каналом. К началу нового века вещательная сеть «Аль-Джазиры» распро­
странилась на Австралию, США, Латинскую Америку и Дальний Восток. Сегодня «Аль- 
Джазира» является крупнейшим телеканалом в мире, вещающем на арабском языке.

К созданию и деятельности канала были привлечены опытные журналисты из за­
крытой ранее арабоязычной службы «Би-Би-Си» (BBC Arabic Service TV), оставшиеся без 
работы после ликвидации этого британского подразделения. Это обеспечило с самого 
начала высокий профессиональный уровень передач «Аль-Джазиры». В создании катар­
ского канала велика роль франко-израильских деятелей братьев Дэвида и Жана Фридма­
на, которые провозгласили ориентацию «Аль-Джазиры» на создание информационной 
среды, в которой арабы и израильтяне могли бы свободно дискутировать и знакомиться с

mailto:prensa@yandex.ru


Н А УЧ Н Ы Е  В Е Д О М О С Т И Серия Гуманитарны е науки. 2014 . № 6 (177 ). Выпуск 21 203

мнениями друг друга. Канал должен был действовать в ситуации военного противостоя­
ния, существующего многие годы между Израилем и арабским миром.

Телекомпания была создана по указу катарского эмира Хамада бин Халифа аль- 
Тани, который изначально выделил грант в 150 млн. долл. на пять лет для создания и 
становления нового канала. На всём протяжении своей деятельности канал пользуется 
существенной государственной поддержкой, провозглашая при этом беспристрастность в 
освещении событий и проблем общественной и политической жизни. Заинтересованность 
катарского монарха в создании подобного канала объясняется его стремлением создать 
конкурентный противовес саудовским спутниковым телеканалам, нацеленным на инфор­
мационное обеспечение лидерства монархии Саудовской Аравии в арабском мире.

Изначально телеканал должен был концентрировать своё внимание на сообщении 
арабских и исламских новостей. Поэтому корпункты «Аль-Джазиры» были созданы в Па­
лестине, Ираке, Пакистане, Иране, Афганистане [1, p. 216]. Оказавшись в условиях конку­
ренции с «Си-Эн-Эн Интершэшнл» и другими западными спутниковыми телеканалами, 
«Аль-Джазира» стремился привлечь телезрителей освещением тех событий и проблем, 
которые игнорировались телеслужбами Запада. Так, в конце 1998 г. в период осуществле­
ния военной операции США по контролю над воздушным пространством Ирака (операция 
«Лиса пустыни») «Аль-Джазира» информировала о её ходе и последствиях -  в то время 
как западные вещатели замалчивали действия США [Там же]. Внимание арабской аудито­
рии и зрителей в исламском мире привлекли передачи из Афганистана во время вторже­
ния в эту страну сил западной коалиции после событий 11 сентября 2001 г., поскольку 
«Аль-Джазира» была единственным крупным телеканалом, имевшим на тот момент свой 
корпункт в талибском Афганистане. Канал подробно освещал арабскую Интифаду на ок­
купированных палестинских территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа, 
но при этом уделял внимание ходу израильской предвыборной кампании, предоставлял 
свой эфир для трансляции интервью израильских лидеров [Там же, p. 217]. Такой нетра­
диционный для арабской медийной организации разносторонний подход к освещению 
событий увеличивал популярность «Аль-Джазиры».

Самоотверженность, с которой репортёры телеканала выполняли свою работу, также 
не оставалась незамеченной. Корпункты «Аль-Джазиры» в Афганистане и в Ираке под­
верглись американской бомбардировке, корреспондент канала Тарик Айюб был убит, ре­
портер Тайзир Алуни арестован, а его коллега Сами Аль-Хаджи был заключён в тюрьму 
Гуантанамо. После окончания активной фазы иракской войны канал сообщил, что прези­
дент США Дж. Буш рассматривал возможность нанесения бомбового удара по штаб- 
квартире «Аль-Джазиры» в Катаре [2]. Однако в дальнейшем правительство Соединённых 
Штатов изменило своё отношение к «Аль-Джазире», что было вызвано переменами в ве­
щательной политики телеканала.

Телекомпания транслирует новости, политические программы, документальные 
фильмы. Уже в первые годы существования канал завоевал популярность у арабских зри­
телей стремлением представлять в своих передачах широкий спектр мнений по освещае­
мым вопросам. На «Аль-Джазире» часто организуются дискуссии по различным пробле­
мам, в ходе которых высказываются многообразные, иногда полярные, точки зрения 
(например, в телеэфире «Аль-Джазиры» высказывались и палестинские, и израильские 
лидеры). Для участия в дискуссиях приглашаются видные политики и общественные дея­
тели, эксперты и журналисты. Передачи имеют интерактивный характер: зрители могут 
звонить в студию, высказывать свое мнение в прямом эфире, спорить с ведущими и участ­
никами передач. Лидировала в организации эфирных дебатов популярная программа 
«Противоположное мнение», ведущий которой Фейсал Касем сыграл большую роль в раз­
рушении предрассудков и стереотипов, бытующих в арабском массовом сознании.

«Аль-Джазира» нередко критикует арабские режимы и их лидеров, однако при 
этом оставляет вне критики катарский режим. Подобный характер передач далеко не все­
гда встречает понимание властей в регионе. Редакция канала получила в общей сложно­
сти около 400 официальных нот протеста, включая ноты от Израиля, а также от палестин­
ского руководства -  с обвинением в произраильской позиции. В ряде арабских стран «Аль- 
Джазира» запрещена. Противопоставляя свою новостную службу проправительственным 
подцензурным СМИ арабского мира, «Аль-Джазира» неоднократно становилась медий­
ной организацией, осуждаемой и преследуемой властями некоторых стран региона. Так,



204  Н А УЧ Н Ы Е  В Е Д О М О С Т И Серия Гуманитарны е науки. 2014 . № 6 (177 ). Выпуск 21

например, её офисы закрывались руководством Палестинской автономии, иракской адми­
нистрацией в период нахождения западных войск на территории страны после вторжения 
2003 г., а также режимом Каддафи в Ливии.

Тем не менее, этот новостной телевизионный канал стал самым высокорейтинго­
вым на Ближнем Востоке. Уже в начале XXI века его аудитория составляла около 40 млн. 
чел. — главным образом в арабских странах, а также в других государствах мира [3]. В пе­
риод войны против Ирака она оценивается в 50 млн. зрителей [4].

У катарской компании есть сайт в интернете, имеющий с 2003 г. также англоязыч­
ную версию — ныне официальный сайт канала Al Jazeera English. Передачи телеканала на 
арабском и английском языке транслируются в онлайне на видеопортале livestation.com, 
публикуются на «Youtube». В итоге аудитория «Аль-Джазиры» расширилась во всём мире 
благодаря миллионам пользователей Интернетом, не владеющих арабским языком.

В 2004 -  2005 гг. эмир Катара инициировал реорганизацию «Аль-Джазиры», озна­
чавшую переход от намерения быть источником информации, альтернативным западным 
телеканалам, к более умеренной линии, с тем, чтобы использовать наличие многомилли­
онной международной аудитории для позиционирования катарского монарха как значи­
мого игрока не только в арабском регионе, но и в целом в современном глобализирован­
ном мире.

Сегодня, кроме арабского, программы телеканала выходят на английском, серб­
ском и других языках. В 2010 г. катарский телеканал «Аль-Джазира» приобрел балкан­
скую телекомпанию NTV 99. [5]. 11 ноября 2011 г. «Аль-Джазира» начала вещание на Бал­
канском полуострове. Как сообщила Agence France-Presse, региональные выпуски ново­
стей транслируются из столицы Боснии Сараево. По словам директора Балканского под­
разделения «Аль-Джазиры» Тарика Джоджича (Tarik Djodjic), аудитория телекомпании в 
этом регионе должна составить около 20 млн. чел. Телеканал рассчитан в основном на ис­
ламскую аудиторию. Кроме главной телевизионной студии в Сараево, телекомпания от­
крыла отделения в других столицах балканских государств — Загребе (Хорватия), Скопье 
(Македония) и Белграде (Сербия).

В ноябре 2011 г. появились сообщения, что «Al Jazeera» в ближайшее время запус­
кает канал на турецком и суахили. После успешного запуска Al Jazeere Balkans был запла­
нирован запуск канала для говорящих на турецком и суахили в восточной, центральной и 
южной Африке, где проживает несколько десятков миллионов мусульман. Эта инициатива 
является частью стратегии создания сетей для освоения новых рынков мусульманских 
зрителей, которые недоступны для западных каналов BBC и CNN. Турецкую версию 
«Al Jazeera» также должны отслеживать более 90 миллионов мусульман в Турции и все 
турецкие эмигранты из Центральной Азии до китайской границы.

В 2012 г. в состав телекомпании «Аль-Джазира» входили восемь тематических ка­
налов, в основном вещающих на арабском языке. Два из них предназначены не арабской 
аудитории: Канал Al Jazeera English вещает на английском, а Al Jazeera Balkans - на серб­
ском языке:

• Al Jazeera — международный новостной канал на арабском языке.
• Al Jazeera English — глобальный информационный телеканал на английском

языке.
• Al Jazeera Documentary Channel — канал, транслирующий документальные 

фильмы на арабском языке.
• Al Jazeera Sports — популярный спортивный канал на арабском языке.
• Al Jazeera Mobasher (или Al Jazeera Live) — политический канал (своеобразный 

аналог американского C-SPAN или британского BBC Parliament).
• Al Jazeera Children’s Channel —канал для детей.
• Baraem — детский канал для младшего дошкольного возраста на арабском языке.
• Al Jazeera Balkans — международный новостной канал.
В мае 2012 г. французская газета «Le Figaro» сообщила, что катарская телекомпа­

ния «Аль-Джазира» запустит информационный телеканал на французском языке. Изда­
ние не уточнило, будет ли это совершенно новый канал или же франкоязычная версия од­
ного из уже существующих продуктов «Аль-Джазиры». Штаб-квартира франкоязычного 
канала будет расположена в столице Сенегала Дакаре. Возможно также, писала «Le 
Figaro», запуск франкоязычной «Аль-Джазиры» стал ответом конкурентам из француз­



Н А УЧ Н Ы Е  В Е Д О М О С Т И Серия Гуманитарны е науки. 2014 . № 6 (177 ). Выпуск 21 205

ской спутниковой службы «France 24», запустившей в 2011 г. арабскую версию своего 
канала [7].

Международная экспансия «Аль-Джазиры» делает очевидным тот факт, что ком­
пания имеет намерения обслуживать по преимуществу мусульманские аудитории -  или 
слои телезрителей, потенциально отзывчивых к миссионерской деятельности проповед­
ников ислама. Общая направленность деятельности телекомпании позволяет предпола­
гать, что франкофонная «Аль-Джазира» будет ориентирована преимущественно на мно­
гомиллионные диаспоры во Франции -  выходцев с Ближнего Востока и Северной Африки, 
состоящие преимущественно из людей мусульманского вероисповедания, а также на 
франкоговорящее население африканских государств.

Ещё десять лет назад исследователи М. Хававуи и А. Искандер заметили: «Проти­
воречия не являются чем-то новым на «Аль-Джазире» [8]. Противоречивость позиций и 
оценок, нередко демонстируемая телеканалом, отчасти является следствием отношений 
«любви-ненависти» к Западу, характерных для катарских спонсоров канала, а также ре­
зультатом межарабских противоречий и разногласий -  в частности, борьбой за лидерство 
в арабском и мусульманском мире между руководством Катара и Саудовской Аравии. В 
2002 г. посол Саудовской Аравии был отозван из Катара в ответ на антисаудовские напад­
ки в передачах «Аль-Джазиры». Иордания также отзывала посла из Дохи после критики 
катарского телеканала в адрес правящей иорданской династии Хашимитов. В 1997 г. за 
передачи, охарактеризованные как антиправительственные, из Катара был отозван еги­
петский посол [8].

«Аль-Джазира» добилась известности, сконцентрировав своё внимание на конфлик­
тах, как это сделал некогда американский телеканал CNN International, прославившийся 
своими прямыми трансляциями войны в Персидском заливе в начале 1990-х гг. При этом 
нередко канал выступал на стороне экстремистских сил. Так, например, с 27 апреля 1999 г. 
новостное вещание канала «Аль-Джазира» показывало причастность армии Алжира к 
«расправам» против «диссидентов» -  исламских экстремистов, развернувших в этой 
стране активную террористическую деятельность.

«Аль-Джазира» нередко весьма подробно освещала деятельность террористических 
группировок, предоставляла слово в эфире их лидерам -  например, Бен Ладену. В течение 
2004 года Аль-Джазира транслировала несколько видеопрограмм различных похищений 
в Иране, которые снимали сами террористы, удерживающие заложников. Пленные за­
ложники предстали перед зрителями с завязанными глазами, прося о помощи [9]. Публи­
кация подобных материалов является нарушением журналистской этики, поскольку поз­
воляет террористам добиться своих целей при поддержке медийных каналов - то есть, со­
здать эффект устрашения.

В дни «арабской весны» катарский телеканал добился небывалой славы. Первым 
из мировых СМИ он начал в большом количестве в прямом эфире показывать протесты в 
Тунисе. Революция в этом североафриканском государстве еще не закончилась, а «Аль- 
Джазира» уже обратила свой взор к другой стране региона, где начинались массовые вол­
нения. Телеканал как бы предсказывал, что будет происходить в дальнейшем.

Когда осенью 2006 г. телеканал запустил версию на английском языке (тем самым 
вступив в соперничество. с корпорацией Би-би-си и другими англоязычными службами 
спутникового ТВ), появился лозунг «Взгляд снизу». Это то, что в первую очередь характе­
ризует телеканал и сегодня. Если у Би-би-си и CNN главная новость -  визит того или ино­
го президента в ту или иную страну, на «Аль-Джазире» главный репортаж будет о том, что 
этот визит означает для обычных людей [10].

И в поддержке ливанской «Хезболлы» и палестинского ХАМАСа телекомпания ни­
когда открыто не признавалась. Из-за этой поддержки она столкнулась с резкой критикой 
в самом арабском мире. В 2009 г. вещание Аль-Джазира заявило о том, что генеральный 
секретарь ООП Фарук Кадуми обвинил президента Палестины Махмуда Аббаса в участии 
в убийстве бывшего президента Ясира Арафата [15]. Таким образом, канал сыграл свою 
роль в провоцировании противоречий в палестинском руководстве, фактически действуя в 
пользу ХАМАС. Вследствие этого в течение четырёх дней до 19 июля была приостановлена 
работа по трансляции передач вещания на территории палестинской автономии.

Объективный взгляд на события, происходящие на Ближнем Востоке, едва ли мож­
но найти. И Би-би-си, в чьем этическом кодексе обязательное предоставление точек зре­
ния всех сторон считается правилом № 1, часто упрекают в пропалестинском настрое. Мы



206  Н А УЧ Н Ы Е  В Е Д О М О С Т И Серия Гуманитарны е науки. 2014 . № 6 (177 ). Выпуск 21

хотим показать другую точку зрения на события в этом регионе - защищается от обвине­
ний руководство «Аль-Джазиры».

В 1996 г. эмир Катара создал этот телеканал, как было заявлено -  чтобы показать 
другую точку зрения на арабский мир, незападную. И эта точка зрения, насколько это 
возможно, должна исходить от простых людей, чтобы завоевать их доверие. В действи­
тельности канал отстаивает точку зрения катарской монархии на события в регионе. Так, в 
2002 г. телевизионная программа «Аль-Джазира» пригласила на эфир двух обозревателей 
для обсуждения вопросов, связанных с саудовским режимом, с которым катарское руко­
водство ухудшило отношения после 11 сентября 2001 г., после удаления «Братьев- 
мусульман» с территории Саудовской Аравии и их последовавшего перебазирования в Ка­
тар. По мнению правительства Саудовской Аравии в высказываниях обозревателей звуча­
ли оскорбления в адрес королевской династии и короля Абдульазиза [12]. После этого 
правительство Саудовской Аравии отозвало из Катара своего посла.

Уже в первые годы деятельности «Аль-Джазиры» в египетской прессе появлялись 
публикации, обвинявшие «Аль-Джазиру» в связях с ЦРУ и Израилем [13]. В ходе револю­
ции 2011 г., когда в отставку был отправлен президент Хосни Мубарак, офис телеканала 
«Аль-Джазира» в Каире был закрыт по решению военных властей, в том числе и за пере­
дачу недостоверной информации о событиях в Египте. Власти аннулировали аккредита­
цию журналистов «Аль-Джазиры», по одной из версий, за разжигание беспорядков в 
стране.

Катарскую телестанцию и в дальнейшем неоднократно обвиняли в претенциозном 
вещании о Египте и однобокой подаче информации в пользу «Братьев-мусульман». Во 
время событий, последовавших за массовыми акциями протеста против власти ислами­
стов 30 июня 2013 г., «Аль-Джазира» уделяла максимальное количество эфирного време­
ни репортажам из района мечети Рабиа-аль-Адауия, ставшем форпостом «братьев», прак­
тически ничего не говоря о мнениях и действиях либеральной оппозиции. В целом египет­
ские события освещались в пользу только одного участника массовых протестов -  движе­
ния «Братья-мусульмане», чему способствовало появление в эфире «Аль-Джазиры» попу­
лярного проповедника шейха Юсуфа аль-Карадави, который однозначно выступал в под­
держку этого движения.

Совместно с западными телеканалами «Аль-Джазира» способствовала созданию 
мифа об «арабской весне» как сугубо демократической революции против тираний в реги­
оне. При этом сознательно игнорировались реальные сведения о составе участников 
«арабской весны», среди которых доминировали силы, весьма далёкие от демократизма. В 
дальнейшем это подтвердилось после создания новых правительств в Египте, Ливии, Ту­
нисе, в которые вошли не только умеренные, но и радикальные исламисты -  сторонники 
воссоздания в арабском мире средневековых, феодальных по своей сути порядков, не 
имеющих ничего общего с современной демократией. То же самое относится и к значи­
тельной части нынешней сирийской вооружённой оппозиции. Характерно, что «Аль- 
Джазира» сконцентрировала своё внимание на освещении протестов и борьбы в Египте, 
Ливии, Тунисе и Сирии, зачастую игнорируя освещение протестов в Йемене и Бахрейне. 
Бахрейнские протесты шиитов оказались для телеканала менее значительными, чем дей­
ствия его политических и идеологических суннитских союзников.

30 июня 2013 г. в Египте начались массовые акции протеста против правления 
«Братьев-мусульман». На годовщину инаугурации президента-исламиста Мохаммеда 
Мурси миллионы людей вышли на улицы египетских городов, требуя отставки правитель­
ства. Протестующие обвиняли Мурси в неспособности справиться с экономическими про­
блемами и в чрезмерной исламизации страны. Вещание телеканала 3 июля после того, как 
армия объявила о смещении президента Мухаммеда Мурси и назначении временным гла­
вой государства председателя Высшего конституционного суда, было расценено египет­
скими властями как подстрекательство к насилию [14]. Сотрудники силовых служб Египта 
4 июля провели обыск в офисе телеканала «Аль-Джазира» в Каире. Это произошло через 
несколько часов после того, как египетская армия отправила в отставку президента страны 
Мохаммеда Мурси. Вещание телеканала было прекращено. Ранее 3 июля сообщалось, что 
после объявления об отставке Мурси в Египте было прекращено вещание некоторых про- 
исламистских каналов, в частности, Al Hafez, Al Nas и Misr 25 [15]. Таким образом, египет­
ское руководство поступило с филиалом «Аль-Джазиры» точно так же, как и с происла-



Н А УЧ Н Ы Е  В Е Д О М О С Т И Серия Гуманитарны е науки. 2014 . № 6 (177 ). Выпуск 21 207

мистскими телеканалами, что отражает родство их политической позиции в период кри­
зиса в крупнейшей стране арабского мира.

В дальнейшем более 20 египетских корреспондентов «Аль-Джазиры» написали за­
явления об увольнении в знак протеста против политики освещения катарской телестан­
цией событий в Египте летом 2013 г. Как сообщили сами журналисты, «руководство кана­
ла заставляло их говорить неправду о происходящем в стране и тем самым подрывать ав­
торитет родины и армии» [16]. Многие из пожелавших уволиться сотрудничали с каналом 
более 10 лет.

В этот же период несколько журналистов покинули египетский филиал канала 
«Al-Jazeera Mubasher» (также известный как «Al-Jazeera Live») в знак протеста против ре­
дакционной политики руководства, которое подозревают в симпатиях исламистам. Как 
отметило агентство ИТАР-ТАСС, уволившиеся журналисты обвинили руководство телека­
нала в том, что оно заставляло их лгать о происходящем в Египте [17].

Произраильская группа медиамониторинга и медиакритика «СAMERA» пришла к 
выводу, что освещение новостей и программы «Аль-Джазиры» зачастую проникнуты сим­
патией к политическому курсу «Братьев-мусульман» и ассоциированных с ними органи­
заций. Наиболее очевидно это проявилось в январе 2011 г. при освещении так называемых 
«Палестинских бумаг», в ходе чего проявилось стремление канала дискредитировать воз­
главляемое ФАТХ руководство палестинской автономии и поддержать ХАМАС, которую 
«СAMERA» охарактеризовала как «палестинское крыло «Братьев-мусульман» [18].

Каналу по-прежнему не позволено освещать внутриполитическую жизнь Катара, 
Развитие «Аль-Джазиры» в последние годы демонстрирует явственный уход от следова­
ния стандартам объективности и невмешательства спонсоров канала в его редакционную 
политику.

Отход от политики редакционной независимости и усиление прямого влияния вла­
стей на редакционную политику канала демонстрирует и тот факт, что в сентябре 2011 г. 
Вадда Ханфар (Wadah Khanfar) — палестинец, занимавший пост гендиректора и считав­
шийся независимым от катарских властей, покинул телеканал. Его место занял член пра­
вящей семьи шейх Ахмед бин Ясим аль-Тани (Sheikh Ahmed bin Jassim al-Thani), не имею­
щий опыта в журналистике. Был изменен статус компании: из «общественной службы» 
она была преобразована в частное предприятие.

Несмотря на красноречивые перемены, обозначившие явственный отход «Аль- 
Джазиры» от стандартов объективной журналистики и усиление контроля катарских вла­
стей за деятельностью этой телекомпании,она получила в 2012 г. премию «Фонда Ру­
звельта» за свободу выражения. Награду вручила на торжественной церемонии королева 
Нидерландов Беатрикс [19]. Премия была получена после того, как «Аль-Джазира» стала 
действовать во многом в унисон с западными СМИ при освещении событий в Сирии и в 
регионе в целом. Прежняя репутация телеканала как независимой информационной 
службы, стремящейся донести правду, оказалась под вопросом.

«Аль-Арабия». Одним из крупнейших арабских спутниковых телеканалов являет­
ся «Аль-Арабия» -  (арабоязычный новостной канал, базирующийся в Дубае (Объ­
единённые Арабские Эмираты). Канал начал своё вещание 3 марта 2003 г. Его первона­
чальными собственниками, вложившими в него 300 миллионов долл. США, были бази­
рующийся в ОАЭ «Middle East Broadcasting Center», ливанская семья Харири, а также ряд 
других инвесторов из Саудовской Аравии, Кувейта и стран Персидского залива.

В 2004 г. «Аль-Арабия» запустила свою интернет-службу новостей. Изначально там 
была информация только на арабском языке, затем в 2007 г. добавилась англоязычная 
версия, а в 2008 — версии на фарси и урду. Помимо новостного сайта, «Аль-Арабия» также 
создала деловой веб-сайт, на котором помещаются новости на арабском языке, касающие­
ся ближневосточных рынков.

Целью образования «Аль-Арабии» было создание конкурента катарскому телека­
налу «Аль-Джазира», который, по мнению учредителей «Аль-Арабии», слишком явно 
симпатизировал радикальным и экстремистским группировкам. «Аль-Арабия» передаёт 
политические, экономические и спортивные новости, ток-шоу и репортажи. Согласно за­
явлениям представителей телеканала, при рассказе об исламистах они стараются исполь­
зовать нейтральную терминологию, не выказывая явных симпатий какой-либо из сторон.



208  Н А УЧ Н Ы Е  В Е Д О М О С Т И Серия Гуманитарны е науки. 2014 . № 6 (177 ). Выпуск 21

Канал выступает в поддержку так называемых «умеренных» арабских режимов. 
Провозглашенная умеренность позиции канала не всегда положительно расценивается в 
арабском мире. Так, после отстранения в июле 2013 г. от власти египетского президента- 
исламиста М. Мурси, поддерживавшего вместе с «Братьями-мусульманами» тесные отно­
шения с исламистской организацией ХАМАС, стоящей во главе палестинской админи­
страции в секторе Газа, на территории этой части автономии был закрыт офис «Аль- 
Арабия» и еще двух арабских медийных организаций. В официальном сообщении руко­
водства правящей в секторе Газа террористической группировки ХАМАС говорится, что 
отделения арабских СМИ были закрыты после получения жалоб на репортажи, содержа­
щие ложную информацию. «Аль-Арабия» вызвала недовольство функционеров ХАМАСа 
репортажами о связях правящей в Газе группировки с египетскими «Братьями- 
мусульманами». В репортажах также высказывались мнения, что такие действия могут 
навредить жителям сектора. «Генеральный прокурор получил жалобы, в том числе от ми­
нистерства информации, говорящие о том, что «Аль-Арабия» и палестинское агентство 
MAAN систематически сообщают ложные сведения, измышления и ложь, порочащие ру­
ководство ХАМАС», -  говорилось в заявлении пресс-секретаря правительства ХАМАС 
Ихаба Аль-Расини [20].

Ранее египетские власти обвинили ХАМАС в помощи боевикам на Синайском полу­
острове и в других вмешательствах во внутренние дела страны. Заместитель главы полит­
бюро ХАМАС Муса Абу Марзук категорически отверг эти обвинения и подчеркнул, что 
«сопротивление направлено только против Израиля» [21].

«Аль-Экбарийя». Канал «Аль-Экбарийя» (Al Ekhbariya: •kjb̂ VO начал свою дея­
тельность в январе 2004 г. из штаб-квартиры в Эр-Риаде (Саудовская Аравия). Эта новост­
ная арабоязычная спутниковая служба была образована в целях создания саудовского 
противовеса «Аль-Джазире», влиятельной в арабском мире. Канал уделяет повышенное 
внимание событиям в арабском мире, освещая их с позиций, свидетельствующих о сопер­
ничестве между саудовским и катарским монархами в их стремлении лидерствовать в ре­
гионе и оказывать влияние на общественное мнение в современном мире, прежде всего в 
арабоязычных государствах.

«Аль-Экбарийя» имеет корпункты на Ближнем Востоке, в Европе и Америке, что 
позволяет освещать широкий спектр событий в регионе и в современном мире. Эта служ­
ба, находящаяся в госсобственности и входящая в сеть государственных каналов, действует 
под управлением саудовского министерства культуры и информации, т.е. под полным 
контролем монархии. Руководство канала заявило о своём стремлении создать «новый 
имидж» Саудовской Аравии в регионе и в мире. В частности, чтобы изменить впечатление 
о саудовской монархии как о режиме, дискриминирующем женщин, канал впервые в 
стране пригласил для ведения передач женщину-ведущую [22].

Заключение
В начале Х1Х в., в обстановке обострения обстановки на Ближнем Востоке, арабское 

новостное спутниковое телевидение, начало которому было положено катарской службой 
«Аль-Джазира», пополнилось новыми сателлитарными каналами, специализированными 
на передаче новостей. Появление и деятельность каналов «Аль-Арабия» и «Аль- 
Экбарийя» отразили, с одной стороны, стремление арабских стран Залива к более актив­
ному участию в трансграничных информационных процессах в качестве самостоятельных 
субъектов информирования, и, с другой стороны, конкурентные отношения между ними, 
связанные с соперничеством богатых нефтедобывающих государств (в первую очередь, 
Катара и Саудовской Аравии) за политическое и моральное лидерство в арабском мире.

Список литературы
1. Rugh William A. Arab Mass Media.Newspapers, Radio and Television in Arab Poli- 

tics.PraegerPubs.Westport- L. 2004. р.216
2. «Аль-Джазира» 2 сентября 2003 г.
3. История мировой журналистики (Беспалова А.Г., Корнилов Е.А. Короченский А.П., Лу- 

чинский Ю.В., Станько А.И.) М. -  Ростов-на-Дону. «МарТ» 2003.
4. DimaTareqTahboub. TheWaronal-Jazeera.// The Guardian. October 4, 2003.
5. http://sat-one.info/forum/2-259-65

http://sat-one.info/forum/2-259-65


Н А УЧ Н Ы Е  В Е Д О М О С Т И  -  Серия Гуманитарны е науки. 2014 . № 6 (177 ). Выпуск 21 209

6. «Аль-Дж азира» зап устит телеканал на ф ранцузском  язы ке. 29.05.2012. 
http://w w w .broadcasting.ru/new stext.php?new s_id=85127

7. El-N awaw y, M oham m ed, Iskandar, Adel.Ibid. p. 22 »jAlill j^ * ll £jIj ^ j
j Ij1I

8. Fandy, M am oun. U n)Civil W ar o f  W ords. M edia and the Politics in the A rab  W orld.Praeder Se­
curity International.W estport, Connecticut -  L. 2007, p.3^2004 j j ^ l  15 jj^ ll  3^ ^  jjjS j ^j^Jl

9. «Аль-Д ж азира», 18 сентября и 6 ноября 2004 г.
10. Н адя Стракова «Аль-Д ж азира»: голос улиц или рупор А ль-К аиды ? («R espekt», Ч ехия. 

19/02/2011) (N adaStrakova) 22/02/2011 http://w w w .inosm i.ru/asia/20110222/166765126.htm l 0 ' ^  j^ ila  
^2006 ^ jla 2  Aj31jlaVt gj&JI j j j

11. «Аль-Д ж азира».15 ию ля 2009 г.
12. «Аль-Д ж азира», 8 мая 2002 г.
13. Rinnawi, Khalil. InstantN ationalism .M CA rabism , A l-Jazeera and transnational M edia in the 

Arab W orld.U niversityPressofA m erica/ NY. 2006. p. 55.
14. «Аль-Дж азира» 3 ию ля 2013 г.
15. В египетском  оф исе телеканала «Аль-Д ж азира» прош ел обы ск 

http: //w w w .broadcasting.ru/ new stext.php?new s_id=93142
16. Более 20 ж урналистов уволились из "Аль-Д ж азиры " в знак протеста против политики 

освещ ения катарским  каналом  собы тий в Египте 10/07 2013
http: //sat-univers.info/91937-post6777.htm l

17. Из египетской «Аль-Дж азиры » уволились ж урн алисты  в знак протеста против редакц и­
онной политики. 10.07.2013 http://w w w .broadcasting.ru/new stext.php?new s_id=93272 
& utm _source=tw itterfeed& utm _m edium =tw itter

18. A l Jazeera’s ‘Real N ew s’ Com es W ith  a Cost. M arch 27, 2011. 
http://w w w .cam era.org/index.asp?x_context=3& x_outlet=228& x_article=2014

19. «Roosevelt Stitchting announces 2012 four freedom s aw ards winners»
20. http://jtim es.ru/new s/m iddleeast/3790-kham as-zakryl-ofisy-telekanalov-al-arabiya-i-m aan-v-

gaze
21. Там  же. ^ jlx  8 A ^^pl l  2004 j^j^l 2 ^^j VI jj^ ll  jjji^ -l̂ c.

2004 ^jjjJ^lVl ij^jl 5̂jx  w w w .elaph.com  jl^aVl mj^. ji^>  SjjjjUl ImjVl jj^ ll  jjjS j ^ jjU ll jji^
2 0 0 5 ^ jlx  6 i j - j* --ll jj.ll i Jlix ^jjaJl j^^Vl Jl^j

22. Saudi T V  new s channel goes on air http://new s.bbc.co.uk/2/hi/m iddle_east/3389923.stm

THE EVOLUTION OF ARAB-LANGUAGE NEWS SATELLITE TV-CHANNELS 
IN THE BEGINNING OF XXI CENTURY (ARTICLE 1)

In the first part o f the article on Arab-language news satellite 
TV-channels were described services o f television, created in Arab coun­
tries, including “A l Jazeera”, “A l Arabiya” and “A l Ekhbariya”.

Keywords: satellite news television, Arab TV channels, “A l Jazeera”, 
“A l Arabiya”, “Al Ekhbariya”.

Shafel Ali 
Shaif Houseyn
Belgorod National 
Research University

e-mail:
prensa@yandex.ru

http://www.broadcasting.ru/newstext.php?news_id=85127
http://www.inosmi.ru/asia/20110222/166765126.html
http://www.broadcasting.ru/
http://www.broadcasting.ru/newstext.php?news_id=93272
http://www.camera.org/index.asp?x_context=3&x_outlet=228&x_article=2014
http://jtimes.ru/news/middleeast/3790-khamas-zakryl-ofisy-telekanalov-al-arabiya-i-maan-v-
http://www.elaph.com
http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/3389923.stm
mailto:prensa@yandex.ru

