
156 НАУЧНЫ Е ВЕДОМОСТИ |Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22

УДК 070

ФЕНОМЕН «АЛЬ-ДЖАЗИРЫ» 
НА БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ И ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЫНКАХ

В. М. Виниченко
Южный федеральный 
университет

e-mail:
vitalyv@sfedu.ru

С татья посвящ ен а одной из наиболее усп еш н ы х бли ж невосточны х т е ­
леком пан и й  последни х десяти лети й  -  катарской  «А ль-Д ж азире». К ак п о л а­
гаю т некоторы е исследователи , её м ож н о рассм атри вать в качестве «прим ера 
ж урнали сти ки  пи таю щ ей  общ ественн ы е д ебаты  целого региона, и и сходя­
щ ей из недем ократи ческого государства», что, в свою  очередь, дел ает у ста ­
ревш ей научную  концепцию , исходящ ую  из необходи м ости  дем ократи и  как 
поли ти ческой  предп осы лки  сущ ествовани я ж урнали сти ки . Но более п р и ­
стальны й  взгляд н а истори ю  «А ль-Д ж азиры » показы вает, что главн ой  п р и ­
чиной проф есси он альной  автоном и и  и щ едрой ф и нансовой поддерж ки, 
п редоставленн ы х ей эм иром  К атара, бы ла не п оддерж ка «общ ествен ны х д е ­
батов», а  при обретени е вли яни я в регионе, где в течен и е долгого врем ени 
дом и ни рую щ и е пози ци и  удерж и вали  СМ И  Саудовской А равии . Д ости гнув 
этой цели, «А ль-Д ж азира» начала трансф орм и роваться в один из вн еш н еп о­
л и тических и н струм ен тов «мягкого влияния». Таки м  образом , несм отря на 
п редш ествую щ и е успехи, при м ер «А ль-Д ж азиры » едва ли опровергает сущ е­
ствование связи  м еж ду дем ократи ей  и ж урнали сти кой.

К лю чевы е слова: «А ль-Д ж азира», ж урнали сти ка, дем ократи я, сп утн и ­
ковое вещ ание.

Д и скусси я о ж ур н ал и сти ке и дем ок рати и
В конце 2012 г. а разделе «OnlineFirst» европейского журнала «Journalism» появи­

лось несколько статей, авторы которых решили бросить вызов прочно укоренившейся сре­
ди западных исследователей традиции рассматривать демократию в качестве одного из 
необходимых условий возникновения и существования журналистики [1; 2; 3]. Эта из­
жившая себя научная парадигма, по их мнению, искусственно маргинализирует научные 
исследования в области журналистики и придаёт им элитистский характер, оставляя за 
рамками изучения исторический опыт и практику средств массовой информации боль­
шинства стран за пределами западного мира [2, P. 11 -  12].

Ключевыми предпосылками подобной позиции выступают, с одной стороны, эко­
номические трудности, переживаемые в настоящее время печатными СМИ в США и За­
падной Европе, а с другой -  появление на международном информационном рынке новых 
успешных игроков из-за пределов западного мира, наиболее ярким примером которых 
выступает катарская компания «Аль-Джазира» (Al Jazeera). Как утверждает австралийская 
исследовательница Д.Бита в статье под красноречивым названием «Как много демократии 
нужно журналистике?»: «Ещё одним важным источником международной информации, 
который нельзя рассматривать в качестве независимого от государства, является «Аль- 
Джазира» в Катаре. Несмотря на то, что станция финансируется шейхом Хамадом бен 
Халифа Аль Тани и ей запрещено освещать внутренние события Катара, она демонстриру­
ет приверженность базовым принципам точности и достоверности информации. На сего­
дняшний день «Аль-Джазира» является, возможно, самым ярким примером журналисти­
ки, питающей общественные дебаты целого региона и исходящей из недемократического 
государства» [1, P. 12].

Насколько справедливо подобное утверждение? Чтобы ответить на этот вопрос, 
необходимо внимательно взглянуть на обстоятельства, предшествовавшие созданию «Аль- 
Джазиры» и особенности её развития в течение минувших 17 лет. При всём том, что «Аль- 
Джазира» не может пожаловаться на недостаток внимания со стороны отечественной 
прессы, действительно обстоятельных исследований о ней в российской науке практиче­
ски нет. Начальный период её становления коротко рассматривается в принадлежащем 
перу А. П. Короченского разделе учебника «История мировой журналистики» [4] а также 
монографии В. В. Орловой «Глобальные телевизионные сети новостей на информацион­

mailto:vitalyv@sfedu.ru


НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22 157

ном рынке» [5]. Кроме того, ей посвящена кандидатская диссертация Я. Шабермаха «Па­
лестинская проблема на телеканале «Аль-Джазира»: дискурс терроризма» [6]. Восполнить 
данный пробел хотя бы отчасти и наметить перспективы для дальнейших исследований 
призвана настоящая статья.

О собен н ости  р азви ти я  сп утн и кового  вещ ан и я  н а Б лиж нем  В остоке
Как известно, «Аль-Джазира» была создана в регионе, где, по мнению некоторых 

наблюдателей, телевизионной журналистики в её современном понимании просто не су­
ществовало ещё двадцать лет назад. Вплоть до начала 90-х годов прошлого века все без 
исключения телеканалы арабских стран оставались государственными, а потому не стави­
ли перед собой иных целей, кроме обслуживания информационных потребностей государ­
ства и развлечения зрителей. В их эфире невозможно было представить ничего подобного 
западным ток-шоу на острые социальные темы со звонками зрителей в студию или интер­
вью с политическими лидерами различных направлений. Арабские телеканалы практиче­
ски не имели зарубежных корреспондентов, а их информационные выпуски, как правило, 
сводились к освещению рутинной деятельности правительства безотносительно к её но­
востной ценности [7].

Ситуация начинает меняться с наступлением эры спутникового вещания, а катали­
затором перемен в очередной раз выступила «Си-Эн-Эн» (CNN). Незадолго до первой 
войны в Персидском заливе «Си-Эн-Эн» приступила к международному распространению 
своего сигнала при помощи советского спутника, зона охвата которого включала Ближний 
Восток. По понятным причинам интерес к её сообщениям из Ирака оказался здесь столь 
значительным, что вскоре их начинают ретранслировать наземные станции двух крупней­
ших государств региона -  Саудовской Аравии и Египта.

Успех «Си-Эн-Эн» не остался незамеченным, и вскоре его попытались повторить 
сразу нескольких новых компаний. Помимо использования возможностей спутникового 
вещания, их объединяли между собой ещё две примечательные особенности: все они созда­
вались на деньги саудовских бизнесменов и, по крайней мере, на начальном этапе вели своё 
вещание из Европы, поскольку это упрощало поиск необходимых технических специали­
стов, а также позволяло избежать юридических проблем с властями арабских государств.

Первой из этих компаний стала «Эм-Би-Си» (MBC -  Middle East Broadcasting 
Centre), основанная осенью 1991 г. в Лондоне дальним родственником короля Саудовской 
Аравии Валидом аль-Ибрагимом. «Эм-Би-Си» ежедневно предлагал зрителям 18 часов 
новостных, общественно-политических и развлекательных программ, разнообразие и ка­
чество которых казались недосягаемыми для государственных телеканалов.

В течение нескольких лет корреспондентские пункты «Эм-Би-Си» появились в Ка­
ире, Брюсселе, Иерусалиме, Тунисе, Аммане, Париже и Вашингтоне, а его информацион­
ные выпуски быстро привлекли значительную аудиторию. В восточных провинциях Сау­
довской Аравии, где, благодаря ретрансляции из Бахрейна, для их просмотра не требова­
лась спутниковая тарелка, они быстро превзошли по популярности новостные программы 
государственной телекомпании «И-Эс-Эн»(ESN). При этом, как отмечал А.Шляйфер, ре­
дактор журнала «Транснэшнл бродкастинг стадиез» (Transnational Broadcasting Studies), 
«Эм-Би-Си» удавалось «оставаться в рамках арабских стандартов этикета и приличий, как 
в сфере развлечений, так и в области общественно-политических программ» [8]. «Но даже 
если освещение событий в Саудовской Аравии на «Эм-Би-Си» и является гораздо более 
осторожным и инертным по сравнению с деятельностью остальных зарубежных бюро 
«Эм-Би-Си», -  продолжал Шляйфер чуть далее, -  то это единственное уязвимое место ка­
жется важнее для иностранных критиков, чем арабской аудитории, которая, в общем и це­
лом, находит информационный продукт «Эм-Би-Си» интересным, высокопрофессиональ­
ным и заслуживающим доверия» [8].

Следующим закономерным шагом в развитии спутникового телевидения арабских 
стран становится специализация вещания. Первопроходцами этой тенденции, уже получив­
шей широкое распространение в Европе и США, на рабском телевизионном рынке выступили 
сразу две компании: «Эй-Ар-Ти» (ART -  Arab Radio and Television) и «Орбит» (Orbit).

«Эй-Ар-Ти», основанная Салехом Абдуллой Камелем, бывшим партнером Валида 
аль-Ибрагима по «Эм-Би-Си», начала свою деятельность в январе 1994 г., предложив под­



158 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ |Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22

писчикам сразу четыре тематических телеканала: общеполитический, спортивный, дет­
ский и канал художественных фильмов. В течение следующих пяти лет их число увеличи­
лось до двадцати, семнадцать из которых были собственными каналами «Эй-Ар-Ти». Про­
граммы для них создавались широкой сетью производственных подразделений компании 
в Европе и странах Ближнего Востока. При этом большая часть каналов «Эй-Ар-Ти» носи­
ла тематический и развлекательный характер, компания принципиально отказалась от 
подготовки собственных информационных программ, чтобы избежать потенциальных 
проблем с властями арабских государств.

Иную стратегию избрала созданная несколькими месяцами позже компания «Ор­
бит». Благодаря готовности использовать программы сторонних производителей, она су­
мела предоставить аудитории необычайно широкий выбор: всего несколько лет спустя её 
пакет включал более сорока теле- и радиопрограмм, часть из которых закупалась у «Стар 
селект» (Star Select), ближневосточного подразделения «Ньюс корпорейшн» (News 
Corporation) Руперта Мэрдока. Логичной частью этой стратегии стала попытка «Орбит» 
потеснить «Эм-Би-Си» на региональном рынке информационного вещания. В марте 1994 
г. «Орбит» заключила 10-летнее соглашение с «Би-Би-Си» о создании Арабской службы 
«Би-Би-Си Уорлд» (BBC World), которой предстояло стать эксклюзивной частью её про­
граммного пакета. При подписании этого соглашения «Би-Би-Си» настояла на сохране­
нии в своих руках редакционного контроля, согласившись, в свою очередь, проявлять ува­
жение к традициям арабской культуры [9, P. 30].

Вещание Арабской службы достигло восьми часов в сутки уже к концу 1994 г., но 
совместить западные взгляды на журналистику с восточными представлениями об уваже­
нии к культуре оказалось трудноразрешимой задачей. Трения между Лондоном, откуда 
велось вещание Арабской службы, и Римом, где располагалось руководство «Орбит», по­
стоянно возрастали и достигли кульминации в январе 1996 г., когда в студии Арабской 
службы появился саудовский диссидент Мухаммад аль-Мас’ари, глава влиятельной ислам­
ской организации «Комитет защиты законных прав», запрещённой в Саудовской Аравии. 
Несмотря на то, что его интервью так и не вышло в эфир полностью из-за мистического 
сбоя системы электроснабжения технического центра «Орбит» в Риме, разразился гран­
диозный скандал: саудовский министр информации запретил отелям страны транслиро­
вать любые программы «Орбит», а посол Саудовской Аравии в Лондоне сумел добиться 
решения о депортации аль-Мас’ари из Великобритании.

Тем не менее, всего месяц спустя Арабская служба Би-Би-Си вновь вернулась к про­
блеме гражданских прав в Саудовской Аравии. Помимо «дела аль-Мас’ари» в очередном 
выпуске программы «Панорама» (Panorama) было показано интервью филиппинской де­
вушки, подвергшейся телесному наказанию за появление в публичном месте в компании 
мужчин, и процедура смертной казни через отсечение головы, съемки которой запрещены 
саудовскими законами. «Данная программа включала оскорбительные и расистские 
нападки на исламские законы и культуру» [9, P. 32] -  заявил президент «Орбит», после 
чего вещание Арабской службы было прекращено в ночь на 20 апреля 1996 г., всего восем­
надцать месяцев спустя после её запуска. Ещё через неделю место Арабской службы «Би­
Би-Си Уорлд» в пакете «Орбит» занял «Дисней чанэл» (Disney Channel).

С оздан и е «Аль-Д ж азиры »
Ликвидация Арабской службы «Би-Би-Си Уорлд» оставила без работы около 250 

специально подготовленных для неё арабских журналистов, продюсеров и технических 
специалистов, 120 из которых немедленно приняли предложение нового информационно­
го телеканала, согласившегося предоставить им ту же степень редакционной независимо­
сти. Этим телеканалом стала «Аль-Джазира», основанная в 1996 г. по инициативе нового 
правителя Катара шейха Хамада бен Халифа Аль Тани.

Вместе с тем «Аль-Джазира» не стала новой реинкарнацией Арабской службы ВВС 
World: «Проект Би-Би-Си имел другой характер: его аудитория была ограниченной, по­
скольку канал был платным, -  утверждает один из журналистов, перешедших на «Аль- 
Джазиру» из ВВС. -  Мы вещали всего восемь часов в день и сама служба просуществовал 
слишком недолго, чтобы достичь эффекта, сопоставимого с влиянием «Аль-Джазиры». 
Напротив, «Аль-Джазира» вещает 24 часа в день, имеет огромную аудиторию и распро­



НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22 159

страняется бесплатно в большинстве стран арабского мира. Она вещает из столицы араб­
ской страны и управляется самими арабами, на Би-Би-Си ничего подобного не было. Бла­
годаря «Аль-Джазире» арабы впервые поверили в возможность существования арабской 
организации, которой они могли бы доверять» [9, P. 33 -  34].

«Аль-Джазира» начала своё вещание 1 ноября 1996 г. как наземная станция, сигнал 
которой распространялся только на территории Катара и соседнего Бахрейна. Лишь после 
того, как годом позже ей удалось получить в своё распоряжение один из транспондеров 
спутника «Арабсат» (Arabsat), программы «Аль-Джазиры» становятся доступны в 22 стра­
нах региона.

Опора на опыт западной тележурналистики* в сочетании с ориентацией на инфор­
мационные запросы арабской аудитории позволили каналу быстро завоевать популяр­
ность в регионе. Как отмечал один из американских аналитиков, зрители не могли не ис­
пытывать к «Аль-Джазире» глубокой симпатии уже хотя бы потому, что в своей деятель­
ности она руководствовалась их реальными интересами, а не западными представлениями 
о том, что необходимо арабской аудитории [10, P. 25]. В свою очередь, щедрая финансовая 
поддержка шейха Хамада бен Халифа Аль Тани, выделившего для неё 137 млн. долл. толь­
ко в течение первых пяти лет, позволила «Аль-Джазире» создать разветвлённую корреспон­
дентскую сеть в регионе, которому в течение предстоящего десятилетия предстояло стать аре­
ной важнейших мировых событий.

При этом «Аль-Джазира» всегда отрицала какую бы то ни было зависимость её ре­
дакционной политики от основного источника финансирования, -  правительства Катара, 
утверждая, что для неё не существует «красных линий», которых она не могла бы пересе­
кать. В этом отношении она часто сравнивала себя с британской Би-Би-Си, которая полно­
стью свободна в выражении своей позиции, несмотря на непрямое государственное фи­
нансирование [9, P. 58].

Уже через несколько лет после её создания «Аль-Джазиру» обвиняли в воинству­
ющем исламизме, и одновременно -  в произраильских симпатиях; в том, что она является 
агентом британского влияния и, в то же самое время, -  пешкой в руках катарского прави­
тельства. Одним из наиболее красноречивых защитников «Аль-Джазиры» того времени 
был её представитель по связям с общественностью Джихад Бэллоут, считавший подлин­
ным источником этих обвинений нежелание многих поверить в саму возможность суще­
ствования действительно профессиональной информационной организации на Ближнем 
Востоке. «Я могу понять подобные настроения в арабском мире, -  подчёркивал он. -  Здесь 
десятилетиями жили в искусственном вакууме, получая информацию буквально по чай­
ной ложке. Но то, что на Западе считают, будто арабы не способны профессионально под­
готовить информационный выпуск, действительно разочаровывает» [9, P. 57].

От «Н есокруш и м ой свободы » к «А рабской весне»
После начала боевых действий в Афганистане в октябре 2001 г. «Аль-Джазира», 

подобно «Си-Эн-Эн» десятилетием раньше, практически в одночасье приобрела всемир­
ную известность, оказавшись единственной телекомпанией, располагающей корреспон­
дентами на контролируемой талибами территории. Однако её репортажи из Афганистана и 
Ирака, основной упор в которых, в отличие от западных СМИ, делался не столько на военных 
успехах стран коалиции, сколько на разрушениях и страданиях мирного населения, вызвали 
весьма неоднозначную реакцию в европейских станах и США

Ситуация усугублялась ещё и тем, что именно в эфире «Аль-Джазиры» мир впер­
вые увидел основную часть знаменитых обращений Осамы бен Ладена. Неудивительно 
поэтому, что и госсекретарь США Кондолиза Райс, и министр обороны Дональд Рам- 
сфильд не раз отзывались о ней как о «рупоре Аль-Каиды». Но, по справедливому замеча­
нию А. Шляйфера, если американская телекомпания «Си-Эн-Эн», не колеблясь ни секун­

* К ак отм етил А .Ш ляй ф ер, редактор ж ур н ал а «T ransnational B roadcasting Studies», «Девиз «Аль- 
Д ж ази ры », к отором у она следует в свои х и н ф орм аци онны х програм м ах и ток-ш оу, в дословном  переводе 
с арабского звучи т к ак  «М нение и другое м нение», что экви валентно аксиом е в ан гло-ам ери кан ской  ж у р ­
налистике: «покаж ите обе стороны  собы тия»» [8].



160 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | у- |Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22

ды, сочла демонстрацию обращений бен Ладена своим журналистским долгом, то как 
можно обвинять в том же самом «Аль-Джазиру»? [8]

Американское недовольство освещением событий в Афганистане и Ираке оказалось 
столь велико, что, согласно просочившейся в прессу информации, во время своей встречи 
в Белом доме с британским премьер-министром Тони Блэром 16 апреля 2004 г. Джордж 
Буш даже обсуждал возможность нанесения авиаудара по штаб-квартире «Аль-Джазиры» 
в Дохе [11]. Трудно сказать, насколько реальны были его намерения, но к тому времени 
корпункты «Аль-Джазиры» уже дважды становились мишенями для американских ракет.

Первый раз это произошло 13 декабря 2001 г. в Кабуле всего за два часа до взятия 
города войсками Северного альянса и, по счастливой случайности, обошлось без жертв. 
Второй раз американская ракета поразила офис «Аль-Джазиры» в Багдаде 8 апреля 2003 
г., унеся жизнь 34-летнего корреспондента Тарика Аюба. Инцидент произошёл примерно 
через месяц после того, как «Аль-Джазира» сама передала американским военным точные 
координаты своего офиса в Багдаде, надеясь избежать повторения того, что случилось в 
Кабуле [12].

В декабре 2001 г. ещё один корреспондент «Аль-Джазиры», Сами аль-Хадж, направ­
лявшийся по заданию телекомпании в Афганистан, несмотря на наличие всех необходимых 
документов, был арестован пакистанскими военными и передан американским властям, по­
сле чего шесть лет провёл в тюрьме Гуантанамо без суда и предъявления обвинений.

К началу 2005 г. растущее давление со стороны администрации Буша вынудило 
правительство Катара всерьез задуматься о передаче «Аль-Джазиры» в частные руки. Од­
нако найти покупателей для телекомпании, которая, несмотря на самую большую аудито­
рию в регионе, по-прежнему зависела от правительственных дотаций (объем которых в 
2004 г. составил от 40 до 50 млн. долл. при 120-миллионном бюджете компании [13]) ока­
залось непростой задачей, в результате чего правительство Катара до сих пор остаётся её 

*главным владельцем.
Отношение к «Аль-Джазире» радикально изменилось после смены администрации 

в Белом доме. Выступая 2 марта 2011 г. перед сенатским комитетом по международной по­
литике, госсекретарь США Хилари Клинтон заявила: «Аль-Джазира» является лидером, 
она буквально меняет умы и отношения людей. Любите вы её или ненавидите, но она по- 
настоящему эффективна. Аудитория «Аль-Джазиры» в Соединенных Штатах действи­
тельно растёт, поскольку это реальные новости. Вы можете не соглашаться с ней, но при 
этом чувствуете, что круглые сутки получаете новости вместо миллиона рекламных объяв­
лений и.. споров приглашённых в студию гостей.» [14].

Поводом для столь высокой оценки послужили события «Арабской весны» 2010 -  
2011 гг., катализатором которых, по всеобщему мнению, выступила «Аль-Джазира». «Вос­
стание в Тунисе показало, что миф, созданный правящим режимом, -  будто сам он явля­
ется неуязвимым, а его службы безопасности всемогущими, -  был всего лишь пропаган­
дой, нацеленной на угнетение тунисского народа, -  писал влиятельный американский 
журнал «Форин полиси» (Foreign Policy) -  «Аль-Джазира» продемонстрировала это на весь 
регион в прямом эфире, тем самым сломав заклятие, мешавшее миллионам простых людей 
подняться и заявить о своих законных правах» [15].

Ещё ярче роль «Аль-Джазиры» проявилась во время последовавшей чуть более не­
дели спустя революции в Египте. Там, где государственное телевидение демонстрировала 
идиллические картинки мирных городских улиц и довольных покупателей супермаркетов, 
«Аль-Джазира» транслировала изображение многотысячных демонстраций с требованием 
отставки президента Хосни Мубарака, а также длинные очереди за бензином и продукта­
ми. Её вещание, осуществлявшееся через государственную спутниковую систему «Нилсат» 
(Nilsat), было прекращено уже 27 января, всего через два дня после начала народных вол­

* В 2011 г. эм и р К атара подпи сал закон, в соответствии с которы м  «А ль-Д ж азира» бы ла пр еобр а­
зован а из «общ ественной организации» (public institution) в «частную  ком пани ю , дей ствую щ ую  в о бщ е­
ственн ы х и нтересах» (private institution  o f  public utility). Н есколько изм ени лось и её название: теперь оно 
звучи т к ак  «Al Jazeera  M edia N etw ork». С м ы сл этих перем ен оказался м алопонятен дл я  м н оги х н аблю да­
телей , поскольку новая ком пан и я сохран и ла ф инансовую  п оддер ж к у катарского прави тельства, а  пост 
п редседателя совета её ди ректоров и п рези ден та адм и ни страти вного п о-п р еж н ем у зан и м ает Х ам ад бен 
Т ам ер  аль-Тани, двою родн ы й  бр ат эм и р а Х ам ада бен Х али ф а А л ь  Т ан и  [16].



НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22 161

нений, а 30 января министр информации Египта отдал распоряжение о закрытии всех 
корпунктов «Аль-Джазиры» в стране и лишении аккредитации её сотрудников.

«Арабская весна» заставила исследователей и политиков заговорить об «эффекте 
Аль-Джазиры» с той же серьезностью, с какой двумя десятилетиями ранее они обсуждали 
«эффект «Си-Эн-Эн»». Вне всяких сомнений, её появление в корне изменило облик араб­
ской тележурналистики и радикально повлияло на многие политические процессы в реги­
оне. «Аль-Джазира» провозгласила себя первым представителем действительно свобод­
ной и независимой прессы в арабском мире и во многих случаях действительно проявила 
себя как таковая. Но насколько свободной и независимой может быть телекомпания, суб­
сидируемая правительством страны, в которой, согласно отчету Государственного депар­
тамента США о соблюдении прав человека, запрещены политические организации и огра­
ничены основные гражданские права, такие, как свобода слова, собраний, вероисповеда­
ния? [17]

О собен н ости  катар ской  м одер н и зац и и
Создание «Аль-Джазиры», по мнению некоторых авторов, стало неотъемлемой ча­

стью политики нового эмира, стремящегося демократизировать и модернизировать Катар 
[5, с. 91]. Но если со второй частью этого утверждения вполне можно согласиться, то пер­
вая грешит явным преувеличением.

Успехи Катара в экономической области не вызывают сомнений: в течение двух де­
сятилетий он сумел превратиться в крупнейшего экспортера сжиженного газа и богатей­
шую страну мира с годовым доходом свыше 100 тыс. долл. на душу населения [18]. Однако 
это впечатляющее богатство создаётся руками иностранных рабочих и специалистов, со­
ставляющих 94% населения Катара. В соответствии с местными законами они не только 
лишены права на организацию стачек и создание профсоюзов, но даже не имеют возмож­
ности покинуть страну без согласия работодателя [19].

Уже это показывает, что по пути политической модернизации страна, в которой 
эмир по-прежнему сохраняет неограниченную полноту власти, продвинулась не слишком 
далеко. В 1999 г. в Катаре состоялись первые в его истории прямые выборы в Муници­
пальный совет, являющийся консультативным органом при Министерстве муниципально­
го управления и не располагающий какими-либо реальными законодательными или кон­
тролирующими полномочиями [20]. Четырьмя годами позже на всеобщем референдуме 
была одобрена новая конституция страны, но назначенные в соответствии с ней на 2007 г. 
выборы парламента несколько раз откладывались, последний раз -  до конца 2013 г. [21]

Всё это делает Катар малоподходящим местом для существования независимых 
СМИ, как свидетельствует, например, судьба «Центра свободы средств массовой информа­
ции» (Centre for Media Freedom), совместного детища организации «Репортёры без гра­
ниц» (Reporters Without Borders) и «Катарского фонда образования, науки и общественно­
го развития» (Qatar Foundation), возглавляемого второй женой эмира Мозой бинт Насер 
аль Миснеда. Его первый генеральный директор, Робер Менар, подал в отставку 19 июня 
2009 г., немногим более года спустя после открытия Центра, следующим образом объяс­
нив мотивы своего поступка: «Некоторые официальные лица Катара никогда не желали 
существования независимого Центра, свободно выражающего свои взгляды без оглядки 
на политические или дипломатические соображения, свободного в критике самого Катара. 
На какое доверие вы можете рассчитывать, замалчивая проблемы в стране, в которой 
находитесь?» [22]

В данном случае Робер Менар совершил ту же ошибку, что и многие другие авторы, 
восхищающиеся достижениями Катара: он упустил из виду, что «Центра свободы средств 
массовой информации», как и «Аль Джазира», предназначались для внешнего, а не внут­
реннего употребления. Не случайно Меган О’Салливан, бывший помощник Советника по 
национальной безопасности США, назвала «Аль Джазиру» одним из двух главных ин­
струментов растущего политического влияния Катара на Ближнем Востоке [23].

«Аль-Дж азира» как в н еш н еп о л и ти ч ески й  и н струм ен т
Вторым инструментом катарского влияния, который, впрочем, было бы логичнее 

называть первым, являются его огромные финансовые возможности. Именно они позво­
ляют эмиру покупать лояльность граждан внутри страны, финансировать «Аль-Джазиру»



162 НАУЧНЫ Е ВЕДОМОСТИ |Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22

и осуществлять амбициозные международные проекты вроде проведения Чемпионата ми­
ра по футболу в 2022 г. Источником этого завидного богатства выступает крупнейшее в 
мире месторождение природного газа «Южный Парс», контроль над которым Катар вы­
нужден делить с Ираном, страной, не только принадлежащей к иной, шиитской ветви ис­
лама, но и претендующим на региональное лидерство. Попытка выстроить добрососедские 
отношения с ним не могла не вызвать раздражения другого могущественного соседа -  Са­
удовской Аравии, с которой Катар объединяют как официальная религия, так и форма 
правления. Уже сам дворцовый переворот, в результате которого шейх Хамад бен Халифа 
Аль Тани пришёл к власти в 1995 г. был негативно воспринят Эр-Риядом, поддержавшим 
год спустя неудавшуюся попытку отца Хамада бен Халифа Аль Тани вернуть себе власть.

В силу этого Катар в течение следующего десятилетия был вынужден опираться в 
своей внешней политике на те государства и политические силы, которые, подобно Сирии 
или движению «Братьев-мусульман», не признавали амбиций Саудовской Аравии. Кроме 
того, Катар попытался выстроить самостоятельную линию взаимоотношений с Соединен­
ными Штатами, результатом чего стал перенос в 2003 г. крупнейшей американской авиа­
базы из Саудовской Аравии в Катар, последовавший после того, как Эр-Рияд отказался 
предоставить свою территорию для использования в ходе боевых действий против афган­
ских талибов и Ирака [24].

Создание «Аль-Джазиры» стало ещё одним логичным шагом, нацеленным на 
ограничение внешнеполитического влияния Саудовской Аравии, контролировавшей 
вплоть до того момента все наиболее влиятельные СМИ региона. В течение последующих 
десяти лет «Аль-Джазира» являлась форумом настолько нелицеприятной критики Сау­
довской Аравии, что после одной из программ, посвященных обсуждению саудовской по­
литики в отношении палестинского конфликта, Эр-Рияд на шесть лет отозвал своего посла 
в Катаре [25]. Более того, в феврале 2003 г. известный свой близостью к королевской семье 
владелец «Эм-Би-Си» Валид аль-Ибрагим создал новый круглосуточный новостной теле­
канал «Аль-Арабия» (Al-Arabiya), призванный стать «более умеренной альтернативой 
«Аль-Джазире», и всего год спустя «Аль-Арабия» уверенно заняла второе место в рейтин­
гах популярности арабских новостных телеканалов [26].

Трения между Дохой и Эр-Риядом нарастали вплоть до сентября 2007 г., когда 
шейх Хамад бен Халифа Аль Тани нанёс неожиданный для многих визит в Саудовскую 
Аравию, чтобы положить конец затянувшейся вражде двух родственных наций. Показа­
тельно, что во время этой поездки его сопровождал не только премьер-министр Катара и 
архитектор его внешней политики Бен Джабер аль-Тани Хамад бен Джассем, но и глава 
совета директоров «Аль-Джазиры» шейх Хамад бен Тамер Аль-Тани [27]. Вскоре инфор­
мационная политика «Аль-Джазиры» начала претерпевать заметные изменения. «Когда 
саудовский суд приговорил к 200 ударам плетью молодую женщину, выдвинувшую обви­
нение против семи изнасиловавших её мужчин, пресса во всём мире, включая Ближний 
Восток, откликнулась на этот случай гневными заголовками, -  отметила газета «Нью- 
Йорк таймс» (New York Times) в январе 2008 г. -  Но только не «Аль-Джазира», ведущий 
спутниковый телеканал арабского мира с 40-миллионной аудиторией. Его молчание стало 
особенно примечательным, поскольку, в отличие от других арабских СМИ, до недавнего 
времени «Аль-Джазира» была не просто склонна к острой критике правителей Саудовской 
Аравии, она просто жаждала её» [28].

Одновременно «Аль-Джазира» перестала называть иракских повстанцев «сопро­
тивлением», а жертв американских авиаударов -  «мучениками». «Этот новый осторож­
ный тон, -  продолжала газета далее, -  по всей видимости, был продиктован менеджменту 
«Аль-Джазиры» правителями Катара.. Хотя десятилетием ранее канал в значительной 
степени создавался как форум для критики саудовского правительства, сегодня они пони­
мают, что больше не могут раздражать родственную нацию перед лицом иранской угрозы. 
Масштаб ядерных амбиций Ирана может быть особенно устрашающим для крошечного 
Катара, являющегося местом расположения одной из крупнейших американских военных 
баз» [28]. Веским подтверждением серьезности этих опасений может служить и тот факт, 
что в течение последующих пяти лет Катар, Саудовская Аравия и другие страны Персид­
ского залива утроили свои расходы на приобретение вооружений в США [29].



НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ -  Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22 163

Пик взаимного потепления между Катаром и Саудовской Аравией пришёлся на 
2010 г., когда Хамада бен Халифа Аль Тани помиловал группу саудовцев, приговоренных к 
пожизненному заключению за участие в неудавшемся контрперевороте 1996 г. [30], а 
«Аль-Джазира» в ответ получила разрешение на создание в Эр-Рияде своего корреспон­
дентского бюро [31]. Сближение Катара и Саудовской Аравии несомненно повлияло на ре­
дакционную политику «Аль-Джазиры» в период «Арабской весны». Для её «зрителей, 
наблюдавших за тем, как волнения распространяются по всему региону, восторг закон­
чился сразу же, как только они достигли Бахрейна», -  отмечал ближневосточный корре­
спондент агентства «Рейтер» (Reuters). «Угроза, исходившая от протестов в Бахрейне, 
находилась слишком близко к собственному дому. Их успех привёл бы к более широкому 
общественному участию [в политических процессах -  В. В.] региона, управляемого сун­
нитскими династиями. Но, что ещё хуже, он означал бы рост влияния шиитского боль­
шинства в Бахрейне, которому суннитские правители традиционно не доверяют из опасе­
ний в отношении главного шиитского государства в регионе -  Ирана» [32].

«Аль-Джазира» обошла волнения в Бахрейне практически полным молчанием, в то 
время как Катар совместно с Саудовской Аравией в марте 2011 г. направили туда войска 
для их подавления. О событиях в Бахрейне «Аль-Джазира» решилась рассказать лишь 
пять месяцев спустя, но её знаменитый, снискавший несколько наград документальный 
фильм «Кричащие в темноте» (Shouting in the Dark) увидел свет 4 августа 2011 г. в эфире 
не арабской, а международной службы «Аль-Джазиры» [33].

Запущенная в ноябре 2006 г. «Аль-Джазира инглиш» (Al Jazeera English) расшири­
ла возможности катарского влияния далеко за пределы Ближнего Востока: к началу 2012 
г. её потенциальная аудитория составляла 260 млн. домовладений в 130 странах мира. Но 
на одном из ключевых медиарынков Запада, -  в США, -  её программы транслировали все­
го несколько кабельных систем, поэтому здесь ей пришлось сделать ставку на возможно­
сти интернета. Во время египетской революции 2011 г. сайт «Аль-Джазиры инглиш» обес­
печил 10 млн. минут прямого потокового видео, 45 % которого пришлось на США [34]. 
«Аль-Джазира» воспользовалась этим успехом, чтобы начать общественную кампанию 
под лозунгом «Требуйте «Аль-Джазиру» в США!», в рамках которой 85 тыс. посетителей её 
сайта отправили своим операторам кабельного и спутникового телевидения электронные 
сообщения с требованием добавить канал к их пакету [35].

Вместе с тем в США немало и тех, кто, подобно общественной организации «Экь- 
юраси ин медиа» (Accuracy in Media), продолжает считать программы «Аль-Джазиры» 
предвзятыми и необъективными, призывая конгресс не допускать её на американский ме­
диарынок [36].

Будучи рождённой в недрах арабского мира, «Аль-Джазира» вполне естественно 
предлагает иное, отличное от европейского или американского видение мира и не скрыва­
ет этого. «Мы будем представлять прежде всего нашу, ближневосточную реакцию [на 
международные события -  В. В.]» -  подчеркнула в интервью «Би-Би-Си» Фелисити Барр, 
одна из ведущих «Аль-Джазиры инглиш» в день её запуска [37]. Но секрет её растущей 
популярности не только в этом. В то время как экономические проблемы вынуждают аме­
риканские телеканалы сокращать свои корреспондентские сети, стабильная финансовая 
поддержка катарского правительства позволяет «Аль-Джазире» наращивать свои возмож­
ности по освещению международных событий. К началу 2012 г. она имела более 60 зару­
бежных корпунктов, которым «Си-Эн-Эн» могла противопоставить лишь «редакционное 
присутствие»* в 33 городах мира [38].

К атар — не бл аго твор и тел ьн ы й  ф онд
В своей статье «Как много демократии нужно журналистике?» Д. Бита утверждает: 

«для журналистики важна не демократия, а свобода выражения и степень профессио­
нальной журналистской автономии сотрудников СМИ. Демократические страны, как ста­
ло очевидно в последние годы, могут предоставлять юридические гарантии свободы слова,

* К ак поясн яет ж урнал «A m erican Jou rn alism  Review », «редакционное при сутстви е» означает, что 
инф орм аци онная органи заци я расп ол агает в указанном  м есте по край ней  м ере одни м  корреспондентом , 
которы й м ож ет являться к ак  ш татны м , так  и внеш татны м  сотрудником .



164 НАУЧНЫ Е ВЕДОМОСТИ |Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22

но они не обеспечивают [экономическую -  В. В.] защиту журналистской деятельности, ко­
торая должна финансироваться частным образом» [l, P. l].

И действительно, в то время, как СМИ большинства западных стран сталкивались с 
экономическими трудностями, «Аль-Джазира» продолжала активно развиваться благода­
ря щедрой поддержке катарского правительства: в 2003 г. она создала первый из своего 
пакета спортивных каналов, в 2005 -  предназначенный для освещения текущих событий в 
прямом эфире телеканал «Аль-Джазира мабашер» (Al Jazeera Mubasher) и детский канал 
«Джим Ти-Ви» (JeemTV), в 2007 г. -  «Аль-Джазира документари чанэл» (Al Jazeera 
Documentary Channel), в 2011 г. -  вещающий на трёх балканских языках «Аль-Джазира 
балканз» (Al Jazeera Balkans), а вскоре объявила о планах создания ещё одного региональ­
ного канала для Турции «Аль-Джазира тюрк» (Al Jazeera Turk).

Столкнувшись, как показано выше, с трудностями при проникновении на телеви­
зионный рынок США ,«Аль-Джазира» решила эту проблему в присущей ей манере, купив 
в январе 2013 г. за полмиллиарда долларов американский кабельный канал «Карент Ти- 
Ви» (Current TV) с потенциальной аудиторией в 60 миллионов зрителей. В августе того же 
года он должен начать вещание под новым названием -  «Аль-Джазира Америка» (Al 
Jazeera America) [39].

Не следует забывать, однако, что «Катар является государством, а не благотвори­
тельным фондом», -  напомнил, выступая в 2010 г. на ежегодном конгрессе «Центра со­
временных арабских исследований» в Вашингтоне Вадда Ханфар, занимавший в тот мо­
мент пост генерального директора «Аль-Джазиры», -  «поэтому любая [катарская -  В. В.] 
организация должна руководствоваться государственными интересами» [40].

Истинный смысл этой дипломатичной формулировки начинает проявляться уже в 
период «Арабской весны», когда «Аль-Джазиру» один за одним начинают покидать те са­
мые воспитанные на опыте западной журналистики сотрудники, которым она обязана 
успешным развитием на первом этапе своего существования. Так, ушедший в декабре 2012 
г. с поста берлинского корреспондента «Аль-Джазиры» Актам Сулиман заявил в интервью 
телеканалу «Дойче Велле» (Deutsche Welle): «Я должен сказать, что сегодня «Аль- 
Джазире» недостаёт профессионализма. Когда я пришёл в неё в 2002 г., у меня не возни­
кало подобного впечатления, -  совсем наоборот. Разумеется, были фундаментальные, дол­
госрочные проблемы, но в последние два года «Аль-Джазира» многое утратила в плане 
профессионализма. Проблема заключается в том, что у неё нет внутренних механизмов, 
обеспечивающих защиту от попыток владельцев или редакторов оказывать политическое 
влияние на журналистскую деятельность» [41].

Ещё резче высказался по этому поводу высказался бывший военный корреспон­
дент «Аль-Джазиры» Али Хашем, покинувший свой пост в начале 2012 г. в знак протеста 
против её политики в освещении сирийского конфликта: «Я почувствовал, что моя мечта 
работать для главного новостного канала в регионе превращается в кошмар. Принципы, 
которые я усвоил за десять лет журналистской работы, не устраивали правительство [Ка­
тара -  В. В.], которое, -  что бы там ни говорилась в редакционных руководствах, -  считает 
себя владельцем кучки журналистов, обязанных выполнять то, что им сказано» [42].

К критикам «Аль-Джазиры» присоединился и её бывший представитель по связям 
с общественностью, Джихад Бэллоут, отметивший в интервью иранскому телеканалу 
«Пресс Ти-Ви» (Press TV): «С началом того, что принято называть «Арабской весной», 
«Аль-Джазира» претерпела поразительную трансформацию из флагмана объективной 
журналистики в организацию, чьи мотивы, по мнению многих наблюдателей, обусловле­
ны политическими или внешнеполитическими целям и. Я думаю, что на данном этапе 
«Аль-Джазира», согласно свидетельствам ответственных лиц в Катаре, превратилась в по­
тенциальное орудие проведения катарской внешней политики» [43].

В качестве самого последнего и наиболее веского подтверждения справедливости 
выводов Бэллоута можно рассматривать увольнение сразу 22 сотрудников канала «Аль- 
Джазира мабашер», о котором сообщила 8 июля 2013 г. издающаяся в Дубае влиятельная 
ближневосточная газета «Галф ньюс» (Gulf News). Объясняя мотивы своего поступка, один 
из них, Карем Махмуд, заявил, что журналисты канала получали от руководства «Аль- 
Джазиры» инструкции освещать лишь новости, благоприятные для движения «Братья- 
мусульмане». «Провоцируя беспорядки среди египтян, менеджмент в Дохе преследует



НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ -  Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22 165

собственные интересы, направленные против Египта и других арабских стран», -  под­
черкнул он [44].

Станут ли перечисленные выше события началом заката «Аль-Джазиры» и её пре­
вращения в ещё один из ближневосточных государственных телеканалов, безусловно, по­
кажет время. Но они, несомненно, свидетельствуют о том, что в последнее время степень 
«профессиональной журналистской автономии» «Аль-Джазиры» сокращается прямо про­
порционально росту инвестиций катарского правительства в неё. Не следует забывать, что 
по справедливому замечанию британского журналиста Хью Милса, посвятившему ей одну 
из первых и наиболее удачных книг, создание «Аль-Джазиры», было проявлением либе­
рализма, а не демократии, и потому однажды она может исчезнуть столь же быстро, как и 
появилась на свет, если настроение эмира изменится [45].

Список литературы

1. Beate J. H ow  M uch D em ocracy Does Jou rn alism  N eed? //Journalism . P republished O ctober 18, 
2012. DOI: 10 .1177/1464884912464172;

2. N erone J. T he H istorical R oots o f  the N orm ative M odel o f  Jou rn alism  //Journalism . Prepublished 
O ctober 24, 2012. DOI: 10 .1177/1464884912464177;

3. Zelizer B. O n the sh e lf life o f  dem ocracy in  jo u rn alism  scholarship  //Journalism . P rep ublish ed  O cto­
b e r 27, 2012. DOI: 10 .1177/1464884912464179.

4. К ороченский А . П. Э п оха телеви ден и я // И стория м ировой  ж урнали сти ки . И здан ие третье. -  
М осква: И К Ц  «М арТ», Ростов н/Д: И здательский центр «М арТ», 2003. -  С. 403 -  404.

5. О рлова В. В. Г лобальны е телесети  новостей н а и нф орм аци онном  ры нке. М.: И зд-во «РИ П - 
холди нг», 2003. -  С. 88 -  95.

6. Ш аберм ах Я. П алести нская проблем а н а телеканале «Аль-Д ж азира»: ди ск ур с террори зм а. 
Д и ссертаци я н а сои скан ие учён ой  степени кан дидата ф и лологи чески х наук: 10 .01.10. СП б: С .-П етерб. гос. 
ун-т, 2010.

7. Schleifer A . T he Sw eet and  Sour Success o f  A l-Jazeera  //Transnational B roadcasting Studies. № 1. 
N o. 7, F all/W in ter2 0 0 l. //http://w w w .tbsjourn al.com /A rch ives/F all01/Jazeera_ sas.htm l

8. Schleifer A . M edia  E xplosion  in  the A rab  W orld: T he Pan -A rab Satellite B roadcasters // T ran sn a­
tional B roadcasting Studies. № 1. F all 1998. // http ://w w w .tbsjoum al.com /A rchives/F all98/ A rticles1/P an - 
A rab_ bcasters/pan-arab_ bcasters.htm l

9. M iles H. A l Jazeera. H ow  A rab T V  N ew s C hallenged  the W orld. G rove Press, 2005. -  P.30.
10. C arn ey S. P. This is A l-Jazeera  //IO  Sphere. W in ter 2007. -  P.25.
11. Report: Bush talked  o f bom bin g A l-Jazeera  //U S A  T oday, N ovem ber 22, 2005. //

http: //w w w .usatoday.com /n ew s/w orld/2 0 0 5-ll-2 2 -bu sh -al-jazeera_ x.h tm #
12. W h itaker B. Battle Station  //G uardian, F ebruary  7, 2003. //

http: //w w w .guardian.co.uk/m edia/200 3/feb/07/iraqan dthem edia.afgh an istan
13. W eism an  S. R. U nder Pressure, Q atar M ay Sell Jazeera  Station  //N ew  Y o rk  T im es. Jan u ary 30, 

2005. // http://w w w .n ytim es.com /2005/01/30/in ternation al/m iddleeast/ 30jazeera.htm l?_ r= 0
14. T haroor I. C lin ton  A pplauds A l Jazeera, Rolls Eyes at U .S. M edia  // T im e. M arch  3, 2011. // 

http: //w orld .tim e.com / 2011/03/03/clin ton-applauds-al-jazeera-rolls-eyes-at-u-s-m edia/
15. M iles H. T he A l Jazeera Effect // Foreign  Policy. F ebruary  8, 2011. //

http://w w w .foreign policy.com /articles/2011/02/08/the_ al_ jazeera_ effect?page= full
16. A l Jazeera  turning into p rivate m edia organization  //G u lf N ew s/ J u ly  13, 2011. //

http://gulfn ew s.com /new s/gulf/qatar/al-jazeera-turn ing-in to-private-m edia-organisation -1.8378 71
17. C oun try  R eports on  H um an Rights Practices fo r 2011. B ureau o f D em ocracy, H um an Rights and  L a ­

bor, U.S. D epartm en t o f  State. // http://w w w .state.gov/j/drl/rls/
hrrpt/hum anrightsreport/index.htm ?dlid= 18 6446

18. R eport fo r Selected  Countries an d  Subjects //In tern ation al M on etary F u n d  //
http://w w w .im f.org/external/p ubs/ft/w eo/2 0 l3/0 2 /w eodata/w eorept.asp x?sy= 2 0 l2 & ey= 2 0 l2 & ss=  
l& so rt= co u n try& d s= .& b r= l& p rl.x= l6 & p rl.y= 7& c

19. T he p light o f  Q atar's m igrant w orkers //A l Jazeera  English, 14 Jun e, 2012. //
http://w w w .aljazeera.com /program m es/in sidestory/2012/06/20 1261472812737158.htm l

20. См.: M un icipal C oun cil //H ukoom i -  Q atar E -governm en t // 
http://portal.w w w .gov.qa/w ps/portal/about-qatar/m unicipalcouncil

21. Q atar to H old Legislative Elections in  2013 //A l J azeera  English, 1 N ovem ber, 2011. // 
http://w w w .aljazeera.com /new s/m iddleeast/2011/11/201111120 4320763263.htm l

22. R obert M enard an d  S taff Leave D oha Centre fo r M edia  F reedom  //R eporters W ithou t Borders // 
http ://en.rsf.org/qatar-robert-m en ard-and-staff-leave-doha-23-06-2009,33548 .htm l

23. O ’Sullivan, M eghan  L. T in y  Q atar’s Big Plans M ay Change M ideast //B loom berg // 
http://w w w .bloom berg.com /n ew s/2011-10 -04/tin y-qatar-s-big-plan s-m ay-chan ge-u-s-m ideast-policy-m eghan- 
o-sullivan .htm l

http://www.tbsjournal.com/Archives/Fall01/Jazeera_sas.html
http://www.tbsjoumal.com/Archives/Fall98/
http://www.usatoday.com/news/world/2005-ll-22-bush-al-jazeera_x.htm%23
http://www.guardian.co.uk/media/2003/feb/07/iraqandthemedia.afghanistan
http://www.nytimes.com/2005/01/30/international/middleeast/
http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/02/08/the_al_jazeera_effect?page=full
http://gulfnews.com/news/gulf/qatar/al-jazeera-turning-into-private-media-organisation-1.837871
http://www.state.gov/j/drl/rls/
http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/20l3/02/weodata/weorept.aspx?sy=20l2&ey=20l2&ss=
http://www.aljazeera.com/programmes/insidestory/2012/06/201261472812737158.html
http://portal.www.gov.qa/wps/portal/about-qatar/municipalcouncil
http://www.aljazeera.com/news/middleeast/2011/11/2011111204320763263.html
http://en.rsf.org/qatar-robert-menard-and-staff-leave-doha-23-06-2009,33548.html
http://www.bloomberg.com/news/2011-10-04/tiny-qatar-s-big-plans-may-change-u-s-mideast-policy-meghan-


166 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | у- |Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22

24. B orger J. US Paves W a y  fo r W ar on  Iraq  //G uardian, M arch  27, 2002. // 
http://w w w .theguardian .com /w orld/2002/m ar/27/iraq.ju lianborger

25. Saudi A m bassador R eturns to Q atar after 5-yr gap //R euters, M arch  9, 2008. // 
http://w w w .reuters.com /article/2008 /03/09/saudi-qatar-idU SL0925349720080309

26. Shapiro S. M . T he W ar Inside the A rab N ew sroom  //N ew  Y o rk  Tim es. J an u ary  2, 2005. // 
http://w w w .nytim es.com /2 005/0 1/02/m agazine/02A R A B .htm l?_ r= 1& pagew an

27. A l Q assem i S. H ow  Saudi A rabia  an d  Q atar Becam e Friends A gain  //Foreign  Policy, J u ly  21, 2011. // 
http ://w w w .foreign policy.com /articles/2011/07/21/how _ saudi_ arabia_  and_ qatar_  be-
cam e_ frien ds_ again ?page= full

28. W orth  R. F. A l Jazeera  N o Longer N ips at Saudis //N ew  Y o rk  T im es. J an u ary  4, 2008. // 
http://w w w .nytim es.com / 2008/01/0 4/w orld/ africa/04iht-04jazeera.9019066.htm l?_ r=  1& pagew anted= all

29. R aytheon G ets $1.7 B illion P atriot D eal //U P I.com  //
http://w w w .upi.com /B usin ess_ N ew s/Security-In dustry/2011/06/27/R aytheon -gets-17-billion -P atriot- 
deal/U PI-74681309198406/

30. T oum i H. Q atar Em ir Pardons Saudis Involved in  1996 coup // G u lf N ew s, M ay 25, 2010. // 
http://gulfn ew s.com /new s/gulf/qatar/qatar-em ir-pardon s-saudis-involved-in-1996-coup-1.632376

31. A l Jazeera to O pen  Saudi A rabia  O ffice //G u lf N ew s, Jan u ary 2, 2010. // 
http://gulfn ew s.com /new s/gulf/saudi-arabia/al-jazeera-to-open -saudi-arabia-office-1.739564

32. H am m ond A . G u lf M edia F ind Their Red Line in  U prisings: Bahrain  //R euters, A p ril 14, 2011. // 
http ://w w w .reuters.com /article/2011/04/14/oukw d-uk-m ideast-protests-m edia-idA F T R E 73D 1H B 20110414

33. S telter B. A l Jazeera  C hanges Plan  to R erun D ocum en tary //N ew  Y o rk  T im es. A p ril 9, 2011. // 
http://w w w .n ytim es.com /2011/08/10/w orld/m iddleeast/10jazeera.htm l?_ r= 0

34. R icch iardi S. T he A l J azeera  E ffect //A m erican  Jou rn alism  Review . M arch  &  A p ril 2011. // 
http://ajr.org/A rticle .asp?id= 5077

35. A l Jazeera  M edia  P ack 2012. // http:
//w w w .aljazeera.com /m ritem s/D ocum en ts/20 12/4/23/20 124231150 5850 8 734M ediaB roch ure_ 20 12_ 0 0 7.pdf

36. T ell Congress to Stop A l-Jazeera! //T error Television: T he Rise o f  A l-Jazeera  and  the H ate A m erica  
M edia. A ccu racy in  M edia, 2006. //http://w w w .stopaljazeera.org/take_ action .htm l

37. A l-Jazeera  E nglish  hits airw aves //B B C  N ew s. 15 N ovem ber, 2006 // 
http://n ew s.bbc.co.uk/2/hi/m iddle_ east/6149310.stm

38. K um ar Priya. F oreign  Correspondents: W h o Covers W hat. A m erican  Jou rn alism  Review . D ecem ber 
&  J an u ary 2011. //http: //w w w .ajr.org/article_ prin table.asp?id= 4997

39. Д ун аевски й  И. Гор продал телеш таты  «А ль-Д ж азире» //Российская газета (Ф едеральн ы й  в ы ­
пуск). №  5981. 15 ян варя 2013 г. //http://w w w .rg.ru/2013/01/15/kanal.h tm l

40. M eltzer K. T he US launch  o f A l Jazeera  E nglish  in  W ashington, DC: A n  analysis o f  A m erican  m edia 
coverage // Journ alism . P rep ublished  online 6 Jun e 2012. DOI: 10 .1177/1464884912448916. -  P.5.

41. Sulim an: 'A l J azeera  plays the piper, b u t Q atar calls the tune' // D eutsche W elle. 24.12.2012 // 
http://w w w .dw .de/sulim an -al-jazeera-plays-the-piper-but-qatar-calls-the-tun e/a-16477490

42. H ashem  A . T he A rab  spring has shaken A rab T V 's credib ility  //G uardian, A p ril 3, 2012. // 
http ://w w w .theguardian .com /com m en tisfree/2012/apr/03/arab-sprin g-arab-tv-credibility

43. 'A l-Jazeera n o w  a w eapon  to further Q atari foreign  policy' In terview  w ith  J ihad  Ballout, form er m a n ­
ager, m edia relations, al-Jazeera  A rabic netw ork, L ondon //PressTV, A p r 16, 2012. //
http://w w w .presstv.ir/detail/236548.htm l

44. Sh araf A . A l Jazeera  sta ff resign  after ‘biased ' E gyp t coverage //G u lf N ew s, J u ly  8, 2013. // 
http://gulfn ew s.com /new s/region/egypt/al-jazeera-staff-resign -after-biased-egypt-coverage-1.120 6924

45. H ugh M . A l J azeera. H ow  A rab  T V  N ew s C h allenged  the W orld. -  P. 22.

AL JAZEERA PHENOMENON ON MIDDLE EASTERN AND GLOBAL INFORMATION MARKETS

V. M. Vinichenko
Southern Federal 
University

e-mail:
vitalyv@sfedu.ru

T he article is devoted to one o f  the m ost notable T V  com panies o f  M iddle 
E ast at the recent decades, as is the A l Jazeera  o f  Q atar. A ccordin g to som e re ­
searchers, it m ay  b e  seen  as the «exam ple o f  a  jo u rn alism  that serves the public 
debate o f  w hole region  w hile com ing fro m  non -dem ocratic state» an d  that, in 
their turn, m akes the reference to d em ocracy as the political m ain  fram e in 
jo u rn alism  research  an  obsolete conception. But the closer exam ination  o f A l 
J azeera ’s h isto ry  show s that the m ain  reason  o f p rofessional autonom y and  g e n ­
erous finan cial support gran ted  to A l J azeera  b y  E m ir o f  Q atar w asn ’t serving 
the public debates, b u t achieving the p rom inence in  region  that for a  long tim e 
had b een  dom inated b y  Saudi m edia. O n reaching this goal A l Jazeera  begins 
transform ing itse lf into a  soft-p ow er’s tool fo r furthering Q uatari foreign  policy. 
T hus, despite o f  its previous accom plishm ents, A l J azeera  h ard ly  m a y  b e  re ­
gard ed  as a  real p ro o f o f  irrelevance o f  dem ocracy fo r jo u rn a lism  practice.

K eyw ords: A l Jazeera, journ alism , dem ocracy, satellite  b roadcastin g.

http://www.theguardian.com/world/2002/mar/27/iraq.julianborger
http://www.reuters.com/article/2008/03/09/saudi-qatar-idUSL0925349720080309
http://www.nytimes.com/2005/01/02/magazine/02ARAB.html?_r=1&pagewan
http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/07/21/how_saudi_arabia_
http://www.nytimes.com/
http://www.upi.com/Business_News/Security-Industry/2011/06/27/Raytheon-gets-17-billion-Patriot-
http://gulfnews.com/news/gulf/qatar/qatar-emir-pardons-saudis-involved-in-1996-coup-1.632376
http://gulfnews.com/news/gulf/saudi-arabia/al-jazeera-to-open-saudi-arabia-office-1.739564
http://www.reuters.com/article/2011/04/14/oukwd-uk-mideast-protests-media-idAFTRE73D1HB20110414
http://www.nytimes.com/2011/08/10/world/middleeast/10jazeera.html?_r=0
http://ajr.org/Article.asp?id=5077
http://www.aljazeera.com/mritems/Documents/2012/4/23/2012423115058508734MediaBrochure_2012_007.pdf
http://www.stopaljazeera.org/take_action.html
http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/6149310.stm
http://www.ajr.org/article_printable.asp?id=4997
http://www.rg.ru/2013/01/15/kanal.html
http://www.dw.de/suliman-al-jazeera-plays-the-piper-but-qatar-calls-the-tune/a-16477490
http://www.theguardian.com/commentisfree/2012/apr/03/arab-spring-arab-tv-credibility
http://www.presstv.ir/detail/236548.html
http://gulfnews.com/news/region/egypt/al-jazeera-staff-resign-after-biased-egypt-coverage-1.1206924
mailto:vitalyv@sfedu.ru

